Ученые подтвердили гибель динозавров от падения астероида

Обнаружение астероидной пыли внутри ударного кратера Чиксулуб закрывает давний вопрос о причинах вымирания динозавров, заявили ученые в исследовании, представленном в журнале Science Advances.

«Круг, наконец, замкнулся», – сказал Стивен Годерис, ведущий автор исследования из Брюссельского свободного университета (Бельгия).

Гибель 75% процентов всей жизни на Земле от падения астероида, а не от серии извержений вулканов или какого-либо другого глобального бедствия, является ведущей гипотезой с 1980-х годов, с момента обнаружения астероидной пыли в геологическом слое.

«Открытие нарисовало апокалиптическую картину кружащих вокруг нашей планеты пыли от испарившегося астероида и породы, выброшенных при ударе. Эта пелена заблокировала солнечный свет и спровоцировала темную продолжительную зиму на всей Земле, что привело к массовому вымиранию. Затем все это осело обратно, сформировав слой, обогащенный астероидным веществом», – рассказывают авторы исследования.

В 1990-х годах гипотеза получила поддержку с открытием 180-километрового ударного кратера Чиксулуб, возраст которого составляет примерно 66 миллионов лет и совпадает с временным интервалом обнаруженного ранее геологического слоя.

«Наша находка – астероидная пыль с соответствующим химическим отпечатком внутри кратера в геологическом слое, которое точно отмечает время начала глобального вымирания – окончательно заполняет пробел», – отметили авторы исследования.

В рамках миссии Международной программы по исследованию океана, ученые извлекли более тонны горной породы из кратера, погребенного под морским дном.

Признаком астероидной пыли является элемент иридий, который редко встречается в земной коре, но присутствует в повышенных уровнях у некоторых типов космических объектов. Иридиевый шип в геологическом слое, обнаруженный по всей Земле, заложил основу «гипотезы астероида», и теперь его аналогичный избыток выявлен в кратере Чиксулуб.

«Этот уровень совпадения развеивает любые сомнения в том, что повсеместная иридиевая аномалия в геологическом слое не связана с кратером Чиксулуб», – пояснили авторы исследования.

По оценкам ученых, пыль, поднятая в результате удара, циркулировала в атмосфере не более двух десятилетий, что указывает на временной интервал, в который уложилось глобальное вымирание.

«В керне и геологическом слое также есть общие с земной корой элементы, включая сернистые соединения. Это указывает на то, что в результате удара уже присутствовавшая сера была выброшена в атмосферу, усугубив и без того плохую ситуацию от глобального похолодания и вызвав кислотные дожди», – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   Астероиды  Земля