Ученые предсказали потерю кислорода атмосферой Земли

Примерно 2,5 миллиарда лет назад атмосфера древней Земли обогатилась кислородом, что ослабило парниковый эффект и, вероятно, дало старт глобальному оледенению. Теперь нас ожидает обратный процесс.

Примерно через один миллиард лет атмосфера Земли почти полностью лишится кислорода и обогатится метаном, заявили планетологи в исследовании, представленном в журнале Nature Geoscience. Если выводы ученых верны, то они указывают на непостоянство атмосферного кислорода у обитаемых миров и заставляют нас пересмотреть стратегию поиска жизни на других планетах.

«Одним из индикаторов внеземной жизни является богатая кислородом атмосфера, которая предполагает наличие растений и фотосинтез. Современная атмосфера Земли с высоким содержанием кислорода является отличительной чертой ее биосферы, однако срок ее существования неизвестен, особенно в отдаленном будущем», – рассказывают авторы исследования.

С целью раскрыть временную шкалу атмосферных условий на нашей планете ученые смоделировали ее системы, включая климат, биологические и геологические процессы. В результате они обнаружили, что богатая кислородом атмосфера, вероятно, будет окутывать Землю еще примерно один миллиард лет.

«Затем произойдет стремительная потеря кислорода, которая сделает атмосферу похожей на ту, что присутствовала на ранней Земле до Великого окислительного события, произошедшего около 2,5 миллиарда лет назад», – пояснили авторы исследования.

Планетологи предполагают, что обнаружение кислорода в атмосфере Земли возможно только в течение 20–30% времени всей ее истории и, если это справедливо для других потенциально обитаемых миров, то в поисках внеземной жизни нам необходимо опираться на дополнительные биосигнатуры.