Алексей Овчинин

Канада

Энн МакКлейн

Последнее обновление в разделе Марс

Опубликовано

Астрономы рассмотрели два внесолнечных мира у далекой звезды

Открытые экзопланеты предоставляет прямые доказательства того, что формирующиеся миры могут поглотить достаточно материала из протопланетного диска.

Астрономы получили изображение двух экзопланет, проложивших себе дорогу в протопланетном диске, окружающем молодую звезду, и это лишь вторая многопланетная система, которую удалось отобразить. Первой была система из четырех планет, вращающаяся вокруг звезды HR 8799. Однако, в отличие от HR 8799, миры в этой системе все еще растут за счет аккреции материала из диска. Снимки и выводы ученых опубликованы в журнале Nature Astronomy.

«Это первое однозначное обнаружение двухпланетной системы, «разрывающей» диск вокруг звезды», – говорит Жюльен Жирар, ведущий автор исследования из Научного института космического телескопа в Балтиморе (США).

Молодая звезда-хозяйка, известная как PDS 70, расположена на расстоянии около 370 световых лет от Земли. Ее возраст оценивается в 6 миллионов лет, а сама она немного меньше и менее массивна, чем наше Солнце, хотя продолжает поглощать газ. PDS 70 окружена диском из газа и пыли, который имеет большой разрыв, простирающийся от 3 до 6 миллиардов километров.

Обнаруженная в 2018 году PDS 70 b, самая внутренняя известная планета, расположена на расстоянии около 3,2 миллиарда километров от ее звезды, что соответствует орбите Урана в Солнечной системе. По оценкам команды, она «весит» от 4 до 17 раз больше, чем Юпитер.

Недавно открытая экзопланета PDS 70 c расположена около внешнего края дискового зазора на расстоянии 5,3 миллиарда километров от светила, на аналогичном расстоянии от нашего Солнца вращается Нептун. PDS 70 c менее массивна, чем планета b, и превышает по массе Юпитер в 1-10 раз. Две планетарные орбиты близки к резонансу 2:1, это означает, что внутренняя планета дважды огибает звезду за время, которое требуется внешней планете, чтобы обойти ее один раз.

Открытие этих двух миров несомненно значительно, поскольку оно предоставляет прямые доказательства того, что формирующиеся планеты могут поглотить достаточно материала из протопланетного диска для создания наблюдаемого разрыва.

В будущем космический телескоп NASA «James Webb», возможно, сможет изучить эту систему и другие питомники планет на различных длинах волн излучения водорода. Это позволит ученым измерить температуру и плотность газа внутри диска, что поможет улучшить понимание процесса роста газовых гигантов. Система PDS 70 может также стать целью миссии WFIRST с высокоэффективным коронографом, который может блокировать свет звезды, чтобы показать более слабое свечение окружающего диска и присутствующих в нем планет.