Уточнена временная шкала зарождения и эволюции жизни на Земле

Новое исследование использовало комбинацию геномных и ископаемых данных, чтобы объяснить историю жизни на Земле от ее происхождения до наших дней.

Палеонтологи давно стремились понять древнюю жизнь и ее общую эволюционную историю. Тем не менее, летопись окаменелостей чрезвычайно фрагментирована, и ее качество значительно ухудшается к архейскому периоду более 2,5 миллиардов лет назад, когда земная кора остыла настолько, что позволила создать континенты, а единственной формой жизни были микробы.

«За этот период очень мало окаменелостей, и их вообще нельзя однозначно отнести к линиям жизни, с которыми мы знакомы. Проблема с ранней историей останков заключается в том, что она сильно ограничена и трудно интерпретируется, в частности, тщательный повторный анализ некоторых из самых древних окаменелостей показал, что они на самом деле являются кристаллами, а не органическими останками», – объясняет Холли Беттс, ведущий автор исследования из Школы наук о Земле Университета Бристоля (Великобритания), представленного в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ископаемые доказательства ранней истории жизни настолько трудно оценить, что новые открытия и переосмысления известных окаменелостей привели к распространению противоречивых идей о сроках ранней истории жизни. Тем не менее, это не единственная линия доказательств, позволяющая понять прошлое. Существует второй отчет о жизни, сохранившийся в геномах всех живых существ.

Объединяя ископаемую и геномную информацию, ученые используют подход, называемый «молекулярными часами», который основан на идее о том, что количество различий в геномах двух живых видов (скажем, человека и бактерии) пропорционально времени, поскольку у них общий предок.

Используя этот метод, команда ученых из Университета Бристоля и Университета Бата (Великобритания) установила временные рамки для истории жизни на Земле, не опирающиеся на постоянно «меняющийся» возраст самых старых окаменелостей.

Ученые показали, что Последний универсальный общий предок всех клеточных форм жизни (LUCA) существовал очень рано в истории Земли, почти 4,5 миллиарда лет назад. Это значительно раньше, чем предполагаемый возраст древнейших ископаемых доказательств.

Кроме этого, исследователи считают, что из LUCA примерно через один миллиард лет появились две «первичные» линии жизни (Eubacteria и Archaebacteria). Работа демонстрирует силу геномной информации, поскольку на текущий момент невозможно, исходя из данных об ископаемых, различить самые старые эубактериальные и археобактериальные останки.

Исследование также подтверждает современные взгляды на то, что эукариот, «третья» линия, к которой относится человек, не является основной линией жизни. Довольно удивительно, что мы принадлежим к родословной, которая на миллиард лет моложе самой жизни.