Александр Скворцов

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 4 часа назад в разделе NASA

Опубликовано

В атмосфере экзопланеты впервые обнаружен гелий

Гелий является вторым по распространенности элементом во Вселенной после водорода, однако в атмосфере экзопланеты этот элемент обнаружен впервые.

С помощью космического телескопа «Hubble» астрономы впервые обнаружили гелий в атмосфере экзопланеты. Открытие сделано в ходе наблюдений за гигантом WASP-107b, проживающим в созвездии Девы на расстоянии примерно 200 световых лет от Земли. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

«Гелий является вторым по распространенности элементом во Вселенной после водорода. Он также один из основных компонентов Юпитера и Сатурна. Однако в атмосфере экзопланеты этот элемент обнаружен впервые, несмотря на постоянные поиски», – рассказывает Джессика Спейк, ведущий автор исследования из Университета Эксетера (Великобритания).

Экзопланета WASP-107b была открыта в 2017 году. Один оборот вокруг своей звезды она совершает за 6 земных дней, по размеру этот гигант сопоставим с Юпитером, но при этом почти в 8 раз легче его. Таким образом, WASP-107b является одной из самых «раздутых» планет, изученных до сих пор.

Известно, что ультрафиолетовое излучение от звезды возбуждает атмосферу экзопланет на близких орбитах, в результате чего она начинает улетучиваться, образуя «кометный» хвост. В своем исследовании астрономы применили новый подход и сосредоточились на исследовании этой особенности WASP-107b с помощью инфракрасного «зрения» телескопа «Hubble», что и позволило впервые обнаружить гелий в атмосфере внесолнечной планеты. Также расчеты показали, что каждый миллиард лет WASP-107b теряет от 0,1% до 4% своей оболочки.

«Сильный сигнал, который мы получили от возбужденного гелия в «хвосте» WASP-107b, подтверждает право на жизнь нового подхода в изучении атмосфер далеких экзопланет, не ограничиваясь лишь близкими мирами», – добавила Джессика Спейк.

По мнению исследователей, новый метод наряду с будущими телескопами, такими как «James Webb», позволит анализировать атмосферы экзопланет с гораздо большей точностью, чем это было возможно ранее.

Больше по теме:   Телескоп Хаббл  Экзопланеты