В окрестностях Солнца открыта «пылающая» суперземля

Один год на ней длится всего 1,5 земных дня, а температура поверхности достигает 430 градусов по Цельсию.

В рамках проекта CARMENES по поиску экзопланет в системах близлежащих красных карликов, астрономы открыли раскаленную суперземлю, которая является отличным кандидатом для будущих исследований атмосфер внесолнечных миров. О перспективной находке сообщается в журнале Science.

С появлением инструментов для охоты за экзопланетами количество открытых миров за пределами Солнечной системы быстро выросло до тысяч. Комбинируя различные методы наблюдений, астрономы сегодня могут определять их массу, размер и даже плотность, что позволяет оценивать внутренний состав.

«Следующая цель – полностью охарактеризовать похожие на Землю экзопланеты путем изучения их атмосфер. Это гораздо сложнее, особенно для каменистых миров, так как они окутаны лишь тонкой, а не обширной, как у газовых гигантов, оболочкой. В результате многие современные модели атмосфер каменистых планет остаются непроверенными», – рассказывают авторы исследования.

Атмосферы внесолнечных миров должны отвечать определенным требованиям для наблюдения за ними с помощью обсерваторий следующего поколения. Каменистая Gliese 486b, проживающая в системе красного карлика на расстоянии 26 световых лет от нас, идеально удовлетворяет им.

Она является суперземлей, превосходящей нашу планету по массе на 30%, а по размеру – в 2,8 раза. Из расчета плотности астрономы сделали вывод, что Gliese 486b обладает железным ядром и по структуре напоминает Землю и Венеру. Находясь в приливном захвате, экзопланета совершает один оборот вокруг своей звезды за 1,5 земных дня на расстоянии 2,5 миллиона километров.

Несмотря на то, что ее красный карлик намного слабее и холоднее Солнца, она подвергается интенсивному излучению, разогревающему поверхность планеты до примерно 430 градусов по Цельсию. В этом смысле Gliese 486b, вероятно, больше похожа на Венеру, чем на Землю, с жарким и сухим ландшафтом, рассекаемым пылающими реками лавы.

Однако, в отличие от нашей соседки, Gliese 486b, возможно, обладает разреженной, а не плотной атмосферой, или вообще лишена ее. Текущие модели поддерживают оба сценария, так как, с одной стороны, излучение красного карлика могло привести к ее испарению, а с другой – вполне вероятно, что гравитация суперземли способствовала удержанию оболочки. Оценить баланс этих сил сегодня сложно.

«Открытие Gliese 486b и условия на ней большая удача. Будь она на сто градусов горячее, и вся поверхность планеты покрылась бы лавой. И, наоборот, окажись на ней на сто градусов холоднее, она стала бы непригодной для последующих атмосферных наблюдений. В дополнение близость к нам делает ее отличной целью для более подробного исследования с приходом мощных телескопов», – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   Красные карлики  Экзопланеты