Вокруг черных дыр звездной массы обнаружены сильные космические ветры

Ветры способны сдувать большую часть материи вокруг черной дыры, лишая ее до 80 процентов потенциальной еды.

В ходе анализа архивных данных международная команда исследователей, возглавляемая учеными из Альбертского университета (Канада), впервые получила доказательства существования сильных ветров вокруг черных дыр звездной массы, которые создаются в процессе поглощения ими материи. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

«Ветры должны сдувать большую часть материи, которую может поглотить черная дыра. В одной из наших моделей они лишали ее 80 процентов потенциальной еды», – рассказывает Бейли Тетаренко, ведущий автор исследования из Альбертского университета.

В зависимости от размера черные дыры звездной массы способны захватывать все, в том числе свет, в радиусе от 3 до 150 километров. Гораздо более крупные монстры, называемые сверхмассивными черными дырами, могут «управлять» формированием и эволюцией целых галактик, но даже они меньше нашей Солнечной системы, и тем удивительнее то, насколько огромное влияние они оказывают на свое окружение.

С целью понять, какие процессы доминируют в окружении черных дыр звездной массы, исследователи проанализировали данные наблюдений за рентгеновскими двойными системами, собранные за 20 лет тремя космическими агентствами. Полученные результаты предоставили убедительные доказательства присутствия стойких сильных ветров, окружающих черные дыры в момент поглощения ими большого количества вещества.

«Наша работа дает ценную информацию о влиянии черных дыр на их окружение. Однако, что именно формирует эти космические ветры, пока остается загадкой. Мы считаем, что магнитные поля играют ключевую роль в этом процессе, но нам нужно провести несколько дополнительных исследований, чтобы ответить на этот вопрос», – заключил Крейг Хайнке, соавтор исследования из Альбертского университета.

Больше по теме:   Черные дыры