Загадочный черный вихрь на Нептуне практически исчез

В 4,5 миллиардах километров от Солнца на самой далекой из известных планет нашей Солнечной системы бушует зловещий темный шторм, который когда-то был невероятных размеров, а теперь, согласно снимкам космического телескопа «Hubble», практически исчез.

В отличие от знаменитого шторма на Юпитере, который существует уже на протяжении минимум двух веков, темные вихри Нептуна рассеиваются всего за несколько лет, и астрономам наконец-то посчастливилось проследить этот процесс.

Впервые огромные черные бури на Нептуне были обнаружены в конце 1980-х годов космическим аппаратом NASA «Voyager 2». Впоследствии они наблюдались только «Hubble», так как кроме него никто не обладает достаточной «зоркостью», чтобы отслеживать эти трудно уловимые на столь большом расстоянии образования.

Подобно Большому красному пятну Юпитера, темная буря, открытая в 2015 году, создает антициклонический шторм и высасывает материал из глубин атмосферы гигантской планеты. Неуловимая особенность дает астрономам уникальную возможность изучать ветра на Нептуне, которые невозможно отследить другими методами.

«У нас нет данных о том, как формируются эти вихри и как быстро они вращаются», – рассказывает Агустин Санчес-Лавега, ведущий автор исследования из Университета Страны Басков (Испания).

Темный вихрь ведет себя иначе, чем предсказали планетологи. «Похоже, мы запечатлели кончину этой черной бури, и это отличается от предсказаний предыдущих исследований, которые говорили, что антициклоны под действием ветров Нептуна, вероятно, дрейфуют к экватору. Считалось, что как только вихрь окажется слишком близко к экватору, он разрушится и спровоцирует впечатляющую облачную активность», – объясняет Майкл Вонг из Калифорнийского университета в Беркли (США).

Но темное пятно, которое впервые было замечено в средних южных широтах, по-видимому, исчезло. Это может быть связано с удивительной траекторией его движения: к южному полюсу, а не к северному в направлении экватора. В отличие от Большого красного пятна на Юпитере, шторм Нептуна практически не ограничен многочисленными потоками переменного ветра, так как у ледяного гиганта, по-видимому, есть только три широких потока, движущихся на запад на экваторе и на восток близ северного и южного полюсов.

Больше по теме:   Нептун  Телескоп Хаббл