ALMA раскрывает секреты галактики NGC 5643

Наблюдения на массиве радиотелескопов ALMA в сочетании с архивными данными инструмента MUSE на Очень Большом Телескопе (VLT) позволили астрономам из Европейской южной обсерватории получить снимки оттоков ионизированного газа, вызванных выбросом материи из аккреционного диска сверхмассивной черной дыры в сердце галактики NGC 5643.

NGC 5643 проживает на расстоянии 55 миллионов световых лет от Земли в созвездии Волка и относится к группе сейфертовских галактик. Таким объектам свойственны яркие центры, свечение которых, как полагают ученые, обусловлено поглощением материала гигантской черной дырой с массой в десятки и сотни миллионов раз больше, чем масса Солнца. Зачаcтую центральные монстры скрыты за плотными облаками пыли и межгалактического материала, в результате чего наблюдения активного ядра сейфертовской галактики затруднено.

Тем не менее, ALMA способен заглядывать сквозь туманную пелену и раскрывать то, что скрыто от глаз оптических телескопов. В данном случае он показал, что центральная область NGC 5643 содержит два различных компонента: спиралевидный вращающийся диск (видимый красным), состоящий из холодного молекулярного газа (монооксида углерода), и оттоки ионизированного кислорода и водорода (в сине-оранжевых оттенках).

Больше по теме:   ESO  Галактики  Фотографии