Астероид, погубивший динозавров, спровоцировал глобальное потепление на Земле

Считается, что около 66 миллионов лет назад астероид диаметром до 10 километров упал на мексиканский полуостров Юкатан, образовав ударный кратер глубиной 20 километров и диаметром 180 километров.

Огромный астероид, поразивший Землю примерно 66 миллионов лет назад и погубивший динозавров, со временем привел к глобальному потеплению, которое продолжалось около 100 000 лет, а не к затяжному остыванию планеты, как предполагалось ранее. Результаты исследования представлены в журнале Science.

Считается, что около 66 миллионов лет назад астероид диаметром до 10 километров упал на мексиканский полуостров Юкатан, образовав ударный кратер Чиксулуб глубиной 20 километров и диаметром 180 километров. Энергия удара достигла 100 тератонн в тротиловом эквиваленте. Это событие привело к выбросу в воздух 15 триллионов тонн пепла и сажи, в результате чего на несколько лет замедлился фотосинтез, было затруднено проникновение солнечных лучей на поверхность, температура на суше упала почти на 30 градусов, а днем на Земле было темно, как лунной ночью. Все это послужило причиной начала мел-палеогенового вымирания – одного из пяти «великих массовых вымираний».

Однако в новой работе исследователи предполагают, что период «остывания» Земли, вероятно, был короче, чем предполагалось, и что за ним последовало глобальное потепление. К такому выводу ученых привел анализ костей и зубов древних рыб.

Остатки рыбы для исследования были отобраны из образцов осадков, собранных в городе Эль-Кеф (Тунис). До и после падения астероида эта область была покрыта древнем морем Тетис.

Сопоставив соотношение кислорода в образцах из разных слоев, которое указывает на температуру воды в момент смерти рыбы, ученые смогли составить временную температурную шкалу с интервалом от удара астероида до нескольких сотен тысяч лет после падения. График показал, что температура океана поднялась примерно на 5 градусов Цельсия вскоре после того, как астероид врезался в поверхность Земли, и оставалась на том же уровне примерно 100 000 лет.

Объяснением этого, по мнению авторов работы, является большое количество углекислого газа, выброшенного в атмосферу при падении астероида и последующих масштабных продолжительных лесных пожарах. В итоге остывание Земли продолжалось недолго, так как двуокись углерода, спровоцировавшая парниковый эффект, привела к глобальному потеплению.

Читайте и распечатывайте последние новости астрономии, космоса и космонавтики на сайте https://in-space.ru