Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление в разделе Далекий космос

Опубликовано

Астрономы наконец-то нашли «пропавшую» нейтронную звезду

Впервые астрономы напали на след нейтронной звезды, оставшейся после вспышки сверхновой в соседней галактике.

Используя массив радиотелескопов ALMA, астрономы рассмотрели яркое пятно на пылевом облаке, расположенном в остатке знаменитой сверхновой SN 1987A. Ученые уверены, что это выделяющееся на общем фоне свечение обусловлено излучением нейтронной звезды, поиски которой продолжались более 30 лет. Результаты наблюдений и выводы ученых представлены в журнале The Astrophysical Journal.

«С одной стороны, толстая пелена пыли, окутывающая нейтронную звезду, скрывает от нас ее свет на многих длинах волн, а с другой – выдает, так как поглощает излучение и начинает ярче светится в субмиллиметровом диапазоне», – рассказывают авторы исследования.

Сверхновая SN 1987A располагается на расстоянии примерно 160 тысяч световых лет от Земли в Большом Магеллановом Облаке – галактике-спутнике Млечного Пути. Она вспыхнула 23 февраля 1987 года и продолжала ярко светить в течение нескольких месяцев, став самым близким к нам событием такого рода за последние более чем 400 лет.

С момента открытия и по сей день остаток SN 1987A очаровывает астрономов не только своей удивительной формой, но и тем, что предоставляет прекрасную возможность изучить фазы до, во время и после смерти звезды.

«Этот объект позволяет лучше понять, что происходит, когда массивные звезды заканчивают свой жизненный путь, оставляя после себя чрезвычайно плотные нейтронный звезды», – добавляют авторы исследования.

Облако пыли или ошибка в моделях?

Считается, что взрыв сверхновой SN 1987A, произошедший в конце жизни ее звезды-прародительницы, привел к образованию огромного количества газа с температурой более миллиона градусов. Затем газ начал быстро остывать, и часть его, затвердев, стала основой для большого количества частичек пыли, собравшихся в облако. Именно эта густая завеса и является на протяжении многих лет главным объяснением того, почему нейтронная звезда не была замечена ранее.

Однако некоторые астрономы настроены скептически и начали сомневаться в правильности нашего понимания жизненных циклов звезд. Но теперь, в конкретном случае, все стало на свои места.

«Мы уверены, что за облаком находится нейтронная звезда, и мы знаем ее точное местоположение, которое согласуется с предсказаниями. Возможно, когда в будущем пыль начнет рассеиваться, астрономы смогут ее непосредственно увидеть», – заключили авторы исследования.