Анатолий Иванишин

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 1 день назад в разделе Juno

Опубликовано

Астрономы обнаружили обнаженное ядро газового гиганта

Историческая находка представляет собой впервые обнаруженное неповрежденное открытое ядро экзопланеты.

Недавно открытый объект TOI 849 b предлагает уникальную возможность заглянуть внутрь планеты и разобраться в ее составе. Он вращается вокруг солнцеподобной звезды на расстоянии 730 световых лет от нас и в настоящий момент представляет собой обнаженное ядро размером с Нептун. Исследователи предполагают, что в прошлом экзопланета была газовым гигантом, который лишился атмосферы или не смог полностью сформировать ее на ранних этапах своего существования. Выводы ученых опубликованы в журнале Nature.

TOI 849 b – чрезвычайно необычный планетарный объект, расположенный в так называемой «пустыне нептунов» (области, близкой к звездам, где редко обнаруживаются планеты массой с Нептун). Он вращается так близко к звезде, что его год составляет всего 18 земных часов, а температура поверхности около 1500 градусов Цельсия.  TOI 849 b был обнаружен в данных обзора космического телескопа TESS и проанализирован с использованием инструмента HARPS, установленного в обсерватории La Silla в Чили.

«Мы определили массу и размер объекта. TOI-849b примерно в 40 раз массивнее Земли, но его радиус составляет всего 3,4 радиуса нашей планеты», – сообщил соавтор исследования Кристоф Мордасини из Университета Берна (Швейцария).

Таким образом, TOI 849 b имеет высокую плотность и, следовательно, состоит в основном из железа, камня и воды с минимальным запасом газообразного водорода и гелия. Незначительное количество легких элементов действительно удивительно для такого массивного планетарного тела.

«Тот факт, что мы не видим эти газы, дает нам понять, что TOI 849 b – это открытое планетарное ядро», – добавил руководитель исследования Дэвид Армстронг из Уорикского университета (Великобритания).

Историческая находка представляет собой впервые обнаруженное неповрежденное открытое ядро газового гиганта.

Основываясь на модели формирования и эволюции планет, разработанной Университетом Берна, можно сформулировать две теории, объясняющие существование TOI 849 b. Изначально экзопланета могла быть похожа на Юпитер, но потеряла почти всю газовую оболочку, например, из-за приливного разрушения под влиянием гравитации родительской звезды, столкновения с другим миром или крупномасштабного фотоиспарения атмосферы. В качестве альтернативы TOI 849 b может быть «неудавшимся» газовым гигантом.

«Как только образовалось ядро газового гиганта, могло произойти что-то очень необычное, что помешало ему обрасти внушительной атмосферой. Например, в щели газо-пылевого диска, которую образовала сама экзопланета, материал закончился в тот самый момент, когда обычно происходит аккреция газа. Так или иначе, у нас есть прекрасная возможность рассмотреть ядро планеты способом, неприменимым для планет Солнечной системы», – заключили авторы.

Больше по теме:   TESS  Экзопланеты