Астрономы обнаружили загадочный источник радиоволн

Он располагается на расстоянии около четырех тысяч световых лет от Земли в направлении созвездия Наугольник.

Анализ данных наблюдений телескопа «Murchison Widefield Array» привел к открытию загадочного объекта, который ярко вспыхивает в радиодиапазоне раз в 18 минут. Такое поведение ранее не наблюдалось ни у одного источника, и, по мнению астрономов, оно согласуется с предсказанным теоретически «магнетаром со сверхдлинным периодом». Об удивительном открытии сообщается в журнале Nature.

«Вращаясь, этот странный объект испускает луч, который в момент пересечения нашей линии обзора на минуту делает его одним из самых ярких радиоисточников в небе. Наблюдать его было немного жутко, потому что до сих пор мы не видели ничего подобного», – рассказывает Наташа Херли-Уокер, ведущий автор исследования из Университета Кертина Международного центра радиоастрономических исследований (Австралия).

Загадочный объект, получивший обозначение GLEAM-X J162759.5-523504.3, располагается на расстоянии около четырех тысяч световых лет от Земли в направлении созвездия Наугольник. Он намного меньше Солнца и обладает чрезвычайно сильным магнитным полем. За наблюдательную кампанию с января по март 2018 года от источника был зафиксирован 71 импульс.

Переходные процессы – объекты, которые единожды или периодически сначала появляются, а потом пропадают на небе, – довольно распространены во Вселенной и не являются чем-то новым для астрономов. Медленные транзиенты, такие как сверхновые, могут постепенно наращивать яркость нескольких дней, а затем тускнеют и исчезают через месяцы. Быстрые транзиенты, к которым относятся пульсары, вспыхивают и гаснут в течение миллисекунд или секунд. Однако поведение GLEAM-X J162759.5-523504.3 не соответствует ни одному наблюдаемому ранее астрофизическому объекту.

«Наблюдения лучше всего объясняются тем, что перед нами магнетар со сверхдлинным периодом – медленно вращающаяся нейтронная звезда, существование которой было предсказано теоретически. Каким-то пока необъяснимым образом она преобразует магнитную энергию в радиоволны гораздо эффективнее, чем все известные нам источники», – пояснила Джемма Андерсон, соавтор исследования из Университета Кертина Международного центра радиоастрономических исследований.

В дальнейшем астрономы планируют продолжить поиски аналогичных объектов в обширных архивах наблюдений «Murchison Widefield Array», результат которых позволит сделать вывод либо об уникальности обнаруженного источника, либо укажет на огромную популяцию необычных нейтронных звезд, долгое время остававшуюся незамеченной.

Больше по теме:   Магнетары  Нейтронные звезды