Астрономы подтвердили столкновение двух галактик вблизи Млечного Пути

Данные «Gaia» показали, что звезды в «крыле» Малого Магелланова Облака движутся в одном направлении с аналогичной скоростью.

Используя данные космического телескопа ESA «Gaia», астрономы идентифицировали область на юго-востоке Малого Магелланова Облака, состоящую из ярких звезд, которые удаляются от основной части галактики, что указывает на недавнее по астрономическим меркам столкновение двух крупнейших из ближайших спутников Млечного Пути. Результаты исследования представлены в журнале The Astrophysical Journal Letters.

«Это очень захватывающий результат. В данных действительно видно, что крыло Малого Магелланова Облака – это отдельный регион, который отходит от всей остальной его части», – рассказывает Салли Оей, ведущий автор исследования из Мичиганского университета (США).

Если вы окажетесь в южном полушарии в ясную ночь, вы сможете увидеть два светящихся облака из звезд, которые являются спутниками Млечного Пути и называются Малым Магеллановым Облаком (SMC) и Большим Магеллановым Облаком (LMC). В рамках изучения процессов в этих карликовых галактиках астрономы из Мичиганского университета анализировали данные «Gaia» в поисках «убегающих» звезд.

«Очень важно, что «Gaia» получил собственное движение этих светил. Благодаря этому мы вычислили их скорости и направление без учета движения самого SMC, которые помогают понять физические процессы, происходящие внутри галактики», – добавил Дориго Джонс, соавтор исследования из Мичиганского университета.

Астрономов интересовали два процесса, которые приводят к появлению «беглых» звезд. Первый заключается в разрыве бинарной пары, когда одна из них взрывается сверхновой и выбрасывает компаньона прочь из системы. Такой механизм идентифицируется по рентгеновскому излучению. Второй основан на гравитационной неустойчивости скопления звезд, который приводит к выталкиванию одного или двух членов из группы, при этом рентгеновский выброс не наблюдается.

Рассмотрев данные «Gaia» и обнаружив большое количество таких систем, команда смогла подтвердить важную роль обоих механизмов в удалении звезд из скоплений. Однако наиболее захватывающим стало другое – ученые заметили, что все звезды в «крыле» SMC движутся в одном и том же направлении с аналогичной скоростью. Это, по мнению исследователей, а также результаты моделирования такого события астрономами из Аризонского университета доказывают недавнее (несколько сотен миллионов лет назад) прямое столкновение SMC и LMC.