Александр Скворцов

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 1 день назад в разделе Белые карлики

Опубликовано

Астрономы получили дюжину снимков далекой гигантской планеты

Бета Живописца b проживает в 63 световых годах от Земли. По массе гигант в 13 раз превосходит Юпитер, а по радиусу – на 46 процентов.

Используя приемник SPHERE на Очень Большом Телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO), астрономы получили уникальную серию изображений экзопланеты Beta Pictoris b (Бета Живописца b). Эта молодая массивная планета была открыта в 2008 году, и с конца 2014 года на протяжении двух лет ученые отслеживали ее перемещение по орбите родительской звезды, пока она не исчезла из виду, приблизившись к внешнему ореолу светила настолько, что перестала быть видна даже для самых точных инструментов.

Прошло еще почти два года с тех пор, как изображения планеты и звезды слились, и вот теперь Beta Pictoris b снова отделилась от околозвездного ореола, что и было замечено приемником SPHERE. После вычитания яркого блеска звезды Beta Pictoris (Бета Живописца) на основе полной серии полученных изображений был создан уникальный набор снимков долгопериодической орбиты планеты.

Уникальность этой ситуации в том, что SPHERE получает прямые изображения Beta Pictoris b, а не вычисленные и смоделированные. Большинство известных экзопланет открыто косвенными методами – из наблюдений их влияния на положение или блеск материнской звезды. Приемник SPHERE специализируется на получении прямых снимков, непосредственно фотографируя экзопланеты. Эта исключительно трудно реализуемая методика и позволила прямо наблюдать удаленные миры, такие, как этот.

Beta Pictoris b проживает в 63 световых годах от Земли. Она удалена от своей звезды примерно на 1,3 миллиарда километров. По массе гигант в 13 раз превосходит Юпитер, а по радиусу – на 46 процентов. Поверхность молодой планеты все еще очень горячая – ее температура составляет 1 500 °C, и она светится собственным светом, что и помогло приемнику SPHERE увидеть ее и проследить орбитальное движение. При взгляде на представленные изображения может показаться, что планета проходит по диску звезды, немного затмевая ее. Но в действительности транзита Beta Pictoris b не происходит.

Полученные изображения – выдающееся достижение. Они знаменуют новую эру в одной из самых увлекательных и технически трудных областей астрономии  – в обнаружении и исследовании экзопланет.

Больше по теме:   ESO  Фотографии  Экзопланеты