Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление в разделе Далекий космос

Опубликовано

Астрономы сфотографировали «последний вздох» умирающей звезды

Когда красный гигант сжимается, колоссальное давление вновь запускает ядерные реакции в его недрах, в результате чего внешние слои звезды сбрасываются в окружающее пространство.

Используя Очень Большой Телескоп (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO), астрономы получили снимок оболочки из светящегося ионизованного газа, «последнего вздоха» умирающей звезды, остаток которой скрывается в ее центре. Так как газовое облако, составляющее планетарную туманность, быстро расширяется и тускнеет, его слабое эфемерное свечение будет видно на небе на протяжении всего около 10 000 лет – миг по астрономическим меркам.

Планетарная туманность, известная как ESO 577-24, является остатком проэволюционировавшей звезды, которая сбросила в пространство свои внешние слои и «трансформировалась» в маленькое и очень горячее карликовое светило. Теперь этот карлик будет постепенно остывать и тускнеть, превращаясь в призрак прежнего красного гиганта.

ESO 577-24 была открыта в 1950-х годах инструментами Паломарской обсерватории (США) и в 1966 году внесена в Каталог планетарных туманностей Эйбелла. Так как ESO 577-24 находится на расстоянии примерно 1400 световых лет от Земли, ее призрачное свечение можно увидеть только в мощный телескоп.

Изображение ESO 577-24 было получено в рамках программы «Космические сокровища ESO» – просветительской инициативы, заключающейся в получении снимков загадочных или просто красивых объектов в образовательных и общественно-просветительских целях. Программа выполняется в моменты, когда телескопы в силу разных причин не могут вести научные наблюдения. Тем не менее, все полученные данные могут использоваться и в научных целях и доступны астрономам через архив ESO.

Больше по теме:   ESO  Туманности  Фотографии