Астрономы сфотографировали смертоносный танец двух звезд

Предсмертные конвульсии одной из звезд системы уже сами по себе грандиозны по масштабу, но влияние ее компаньона превращает эту астрономическую ситуацию в по-настоящему драматический космический спектакль.

Во время тестирования новой подсистемы специализированного инструмента для поиска экзопланет SPHERE на Очень Большом телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) астрономам удалось зафиксировать уникальные детали турбулентных процессов во взаимодействующей двойной системе R Водолея с беспрецедентной четкостью, не уступающей даже достигнутой на космическом телескопе «Hubble».

Великолепное изображение дает возможность разглядеть тонкие детали взаимодействия звездной пары: двойной системы R Водолея. В то время, как большинство двойных звезд грациозно вальсирует друг с другом под действием силы тяготения, отношения компонентов R Водолея значительно менее умиротворенные. Меньшее светило пары, несмотря на свои скромные размеры, постоянно срывает оболочку со своего заканчивающего жизненный путь компаньона – красного гиганта.

За многие годы наблюдений драматическая история взаимоотношений между компонентами двойной звезды R Водолея, видимой в центре этого снимка, хорошо изучена. Большая из двух звезд, красный гигант, относится к переменным типа Миры Кита – миридам. Эти звезды под конец жизни начинают пульсировать, и когда их внешние оболочки расширяются и улетают в межзвездную пустоту, они становятся в тысячу раз ярче Солнца.

Предсмертные конвульсии огромной звезды уже сами по себе грандиозны по масштабу, но влияние ее компаньона, белого карлика, превращает эту астрономическую ситуацию в по-настоящему драматический космический спектакль. Белый карлик – звезда меньшего размера, большей плотности и гораздо более горячая, чем красный гигант – стягивает на себя вещество внешних оболочек своего большого соседа. На снимке видны джеты – струи звездного вещества, выбрасываемые умирающим гигантом из системы R Водолея.

Время от времени на поверхности белого карлика собирается достаточно вещества, чтобы началась термоядерная вспышка новой звезды – титаническое событие, в процессе которого в пространство выбрасывается огромное количество материи. Остатки происходивших в прошлом вспышек новой видны на снимке как протяженная газовая туманность, распространяющаяся в стороны от R Водолея.

По астрономическим меркам система находится по соседству с Землей – на расстоянии всего 650 световых лет от Солнца. Это одна из ближайших к нам симбиотических двойных. Поэтому интереснейшая R Водолея уже многие десятилетия пользуется особым вниманием астрономов.