Астрономы составили карту магнитных полей в остатке сверхновой SN 1987A

Наблюдая за одним из самых изученных объектов, остатком сверхновой SN 1987A, астрономы впервые смогли составить карту его магнитных полей и приблизиться к пониманию ранних этапов эволюции материала, изгнанного взрывом звезды. Результаты исследования представлены в журнале Astrophysical Journal Letters.

«Данные показывают, что магнитное поле в остатке SN 1987A примерно в 50 000 раз слабее, чем у магнита на холодильнике, и, что самое интересное, мы смогли его измерить с расстояния 16 квинтиллионов километров», – рассказывает Брайан Гаенслер, соавтор исследования из Университета Торонто (Канада).

Сверхновая SN 1987A проживает на расстоянии 168 000 световых лет от Земли в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике Млечного Пути. Она вспыхнула на небе 23 февраля 1987 года и стала первой сверхновой, увиденной на небе невооруженным глазом за более чем 400 лет.

В течение последних тридцати лет материал, изгнанный взрывом, а также ударная волна от смертельной агонии звезды перемещались наружу через газ и пыль, которые окружали прародительницу сверхновой до того, как она взорвалась. Сегодня, когда астрономы смотрят на остаток, они видят кольца материала, образованные потоком расширяющихся обломков.

Несмотря на то, что SN 1987A является предметом пристальных наблюдений астрономов по всему миру, до сих пор у ученых не было информации о магнитных полях в расширяющемся облаке материала, которые дают важные подсказки об экстремальных процессах, происходящих в момент и после взрыва звезды.

Чтобы закрыть этот пробел, международная команда астрономов провела наблюдения SN 1987A с помощью массива радиотелескопов «Australian Compact Telescope Array» (ATCA), который позволил им проследить магнитное поле в остатке сверхновой.

Они обнаружили, что магнитное поле в нем не хаотично и уже показывает некоторую упорядоченность. Текущие модели предполагают, что по мере «старения» остатков сверхновых магнитные поля в них растягиваются и выстраиваются. Таким образом, наблюдения подтвердили предыдущие предположения и показали, что этот процесс может происходить за относительно короткий тридцатилетний период.

«В таком молодом возрасте все в остатке сверхновой меняется и движется невероятно быстро, но магнитное поле выглядит хорошо упорядоченным от центра и до самого края оболочки», – заключила Джованна Занардо, ведущий автор исследования из Университета Западной Австралии (Австралия).

Больше по теме:   Сверхновые