15K

Астрономы увидели начало гибели очень далекой галактики

Причиной этому, вероятно, является предшествующее ей столкновение двух галактик.

Используя массив радиотелескопов ALMA, астрономам впервые удалось зафиксировать начало «гибели» далекой галактики. Она расположена на расстоянии 9 миллиардов световых лет от Земли и с невероятной скоростью теряет холодный газ, необходимый для рождения новых звезд. Полученные данные и выводы ученых опубликованы в журнале Nature Astronomy.

«Мы впервые наблюдаем, как типичная массивная звездообразующая галактика в удаленной части Вселенной вот-вот «погаснет» по причине выброса больших масс холодного газа», – рассказывает Аннаграциа Пульиcи, ведущий автор исследования из Даремского университета (Великобритания).

Галактика, получившая обозначение ID2299, теряет вещество со скоростью 10 тысяч солнечных масс в год. По оценкам ученых, из нее уже убежало примерно 46% всех ее запасов холодного газа. При этом, учитывая, что в галактике по-прежнему идет стремительное звездообразование – в сотни раз более интенсивное, чем в Млечном Пути, – оставшийся в ней материал для новых светил будет быстро израсходован, в результате чего она «погаснет». Это случится всего через несколько десятков миллионов лет.

Астрономы считают, что событие, ответственное за эту беспрецедентную потерю вещества – предшествующее ему столкновение двух галактик, которое закончилось образованием ID2299. Трудноуловимым признаком, указавшим на такой сценарий, стала связь выброшенного газа с «приливным хвостом» – вытянутым потоком звезд и газа, истекающим в межгалактическое пространство.

Считается, что за выброс звездообразующего вещества  из галактик в окружающее пространство ответственны вызванные интенсивным звездообразованием звездные ветры и активность черных дыр в их центрах. Однако, полученные данные указывают на существование и иного сценария.

«Наше исследование показывает, что газовые истечения могут порождаться слияниями галактик и что звездные ветры и приливные хвосты действуют очень похожим образом. Поэтому, возможно, некоторые группы наблюдателей, которые ранее сообщали об обнаружении звездных ветров в далеких галактиках, могли в действительности наблюдать приливные хвосты с газовыми истечениями из них. Новые данные могут заставить пересмотреть наше понимание того, как «умирают» галактики», – заключил Эманюэль Дадди, соавтор исследования из Центра ядерных исследований в Саклэ (Франция).

Больше по теме:   ESO  Галактики