Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 21 час назад в разделе TESS

Опубликовано

Астрономы, возможно, обнаружили шесть лун за пределами Солнечной системы

К сожалению, инструменты, необходимые для подтверждения этих или каких-либо других кандидатов в экзолуны, пока не существуют.

Анализируя данные завершившего научную карьеру космического телескопа NASA «Kepler», астрономы обнаружили шесть кандидатов в экзолуны, которые вращаются вокруг внесолнечных миров, расположенных на расстоянии 200-3000 световых лет от нас. Метод поиска и выводы ученых описаны в исследовании, принятом к пубикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Наша Солнечная система содержит сотни спутников. И, если у планет, вращающихся вокруг далеких звезд, также есть луны, это значительно увеличивает количество мест, где потенциально может зародиться и процветать жизнь», – рассказывает Крис Фокс, ведущий автор исследования из Университета Западного Онтарио (Канада).

Несмотря на то, что с середины 1990-х годов обнаружено более 4 тысяч экзопланет, ни у одной из них на сегодняшний день нет подтвержденного спутника, хотя в последние годы было выявлено несколько перспективных кандидатов. Причина этому – их практически невозможно обнаружить с современными инструментами.

«Кандидаты в экзолуны настолько малы, что их невозможно обнаружить методом транзита. Поэтому пока при их поиске нам приходится полагаться лишь на улавливание гравитационного влияния экзолуны на ее родительскую планету», – пояснил Пол Вигерт, соавтор исследования из Университета Западного Онтарио.

Если экзопланета вращается вокруг своей звезды без «помех», то ее транзиты повторяются через фиксированные промежутки времени. Однако для некоторых из рассмотренных в исследовании внесолнечных миров интервал между прохождениями по диску звезды был непостоянным, транзит начинался либо с отставанием, либо с опережением на несколько минут. Такие отклонения, несомненно, указывают на влияние другого тела – планеты или экзолуны.

«Поскольку экзопланеты более массивны, чем их спутники, большинство отклонений, наблюдаемых нами, явно связаны с влиянием других экзопланет. Однако в шести случаях данные с большей вероятностью поддерживают сценарий экзолуны. В любом случае на данный момент все они остаются кандидатами и будут ждать своего подтверждения или опровержения», – отметил Крис Фокс.

«Пока мы можем сказать, что рассчитанные нами параметры этих шести объектов хорошо подходят для экзолун: их массы и орбиты таковы, что они будут стабильными; они достаточно малы, чтобы их собственные транзиты не были видны; их влияние на родительские планеты прослеживаются во всем наборе данных «Kepler». Однако сейчас у нас нет технологии, чтобы подтвердить их, увидев напрямую», – заключил Крис Фокс.