Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 18 часов назад в разделе Луна

Опубликовано

Астрономы, возможно, обнаружили вулканически активную экзолуну

Предполагаемый спутник находится на орбите экзопланеты WASP-49b, которая сопоставима по размеру с Юпитером и совершает один оборот вокруг своей звезды за 2,8 земных дня.

Наблюдая за «горячим юпитером» WASP-49b, проживающим на расстоянии примерно 554 световых года от Земли в направлении созвездия Зайца, астрономы зафиксировали следы газообразного натрия на довольно большом удалении от планеты, что, скорее всего, говорит о существовании на ее орбите вулканически активного спутника, напоминающего Ио в нашей Солнечной системе. Результаты исследования представлены в журнале Astrophysical Journal.

«Если эта экзолуна существует, то она является опасным вулканическим миром с поверхностью, покрытой бурлящей лавой, так сказать «лунной» версией 55 Cancri e, относительно близкой к нам раскаленной суперземли», – говорит Апурва Оза, ведущий автор исследования из Бернского университета (Швейцария).

Газообразный натрий как косвенное доказательство

Пока нельзя с уверенностью сказать, что астрономы обнаружили каменистый спутник за пределами нашей Солнечной системы, так как их работа основана на косвенных признаках, основным из которых является газообразный натрий на аномально большом удалении от WASP-49b.

«Нейтральный газообразный натрий находится так далеко от планеты, что вряд ли он испускается исключительно планетарным ветром. Наблюдения за Юпитером и Ио в нашей Солнечной системе наряду с расчетами потери массы показывают, что именно «экзо-Ио» является очень вероятным источником натрия на орбите и в экзосфере WASP-49b, так как он находится именно там, где и предсказывают модели», – пояснил Апурва Оза.

Стабильная система

Еще в 2006 году было выдвинуто предположение, что большое количество натрия, зафиксированное при наблюдении экзопланеты, может указывать на присутствие у нее невидимого спутника. Кроме этого, десять лет назад астрономы показали, что компактная система из трех тел – звезды, «горячего юпитера» и его луны – может быть стабильной в течение миллиардов лет.

«Мощнейшие приливные силы в такой системе являются ключевыми. Они поддерживают стабильность орбиты спутника, одновременно нагревая его и делая вулканически активным, и расчеты показывают, что маленькая скалистая луна может выбрасывать больше натрия и калия в космос через свой экстремальный вулканизм, чем газовый гигант», – добавил Апурва Оза.

Нужно больше улик

Несмотря на то, что потенциальный спутник у WASP-49b лучше всего объясняет данные, полученные из наблюдений, астрономы не исключают и другие возможные причины присутствия натрия, например, экзопланета может быть просто окружена кольцом из газа.

«Нам нужно найти больше улик. Поэтому необходимо продолжить наблюдения за WASP-49b с помощью наземных и космических инструментов», – заключает Апурва Оза.