Астрономы впервые напрямую измерили скорость накопления массы планетой

Наблюдения показали, что гигантская экзопланета находится на завершающем этапе своего формирования.

Космический телескоп «Hubble» предоставил астрономам уникальную возможность увидеть, как планета размером с Юпитер продолжает накапливать массу, питаясь материалом, окружающим молодую звезду. Полученные данные и выводы ученых представлены в журнале в The Astronomical Journal.

На данный момент подтверждено существование более 4 тысяч экзопланет, однако лишь чуть более десятка из них телескопы смогли наблюдать напрямую, и гигант PDS 70b входит в их число. Этот внесолнечный мир вращается вокруг оранжевого карлика, в системе которого внутри огромного диска из газа и пыли помимо него формируется еще одна планета. Трио расположено на расстоянии примерно 370 световых лет от Земли в направлении созвездия Центавр.

Наблюдения «Hubble» в ультрафиолетовом диапазоне, которые дополнили уже накопленный объем данных о PDS 70b, позволили астрономам впервые напрямую оценить скорость приращения массы планетой.

«Этот далекий мир за свои примерно 5 миллионов лет жизни уже набрал массу, в пять раз превосходящую массу Юпитера. Однако сегодня темп роста снизился до такой точки, что, если бы эта скорость оставалась неизменной в течение еще одного миллиона лет, PDS 70b накопил бы за это время еще не более 1% от массы Юпитера», – рассказывают авторы исследования.

Молодая система оранжевого карлика PDS 70 заполнена газопылевым диском, обеспечивающим материал для роста планет по всей системе. Гигант PDS 70b в свою очередь обладает собственным диском, который перекачивает пыль и газ из окружения родительской звезды.

Астрономы предполагают, что силовые линии магнитного поля простираются от околопланетного диска до атмосферы экзопланеты и переносят вещество на нее. Этот процесс создает локальные горячие точки, которые ярко светятся в ультрафиолетовом свете, что и зафиксировал «Hubble».