Астрономы впервые поймали вспышку микроновой

Всего обнаружено три звезды, подверженных таким событиям.

Использую Очень Большой телескоп (VLT) Европейской Южной обсерватории (ESO), астрономы зарегистрировали новый вид звездных взрывов – вспышку микроновой. В ходе каждого такого события, происходящего на поверхности некоторых светил, всего за несколько часов сжигается примерно 19 квадриллионов тонн вещества. Об открытии сообщается в журнале Nature.

«Мы открыли и впервые идентифицировали явление, которое мы называем микроновой. Оно ставит под вопрос наше понимание того, как происходят термоядерные взрывы на звездах», – рассказывает Симоне Скаринджи, ведущий автор исследования из Даремского университета (Великобритания).

Микроновые – мощные взрывные события, но в астрономических масштабах все же не очень заметные. Они приводят к выделению гораздо меньшего количества энергии по сравнению со вспышками новых, которые знакомы астрономам чуть ли не несколько столетий. И те, и другие события происходят на белых карликах – мертвых звездах с массами как у Солнца, но по размеру сопоставимых с Землей.

Белый карлик в двойной системе может воровать вещество – в основном, водород – у своей звезды-компаньона, если оба компонента расположены достаточно близко друг к другу. Когда газ падает на очень горячую поверхность белого карлика, ядра водорода сливаются в гелиевые с выделением взрывной энергии. При вспышке новой эти термоядерные взрывы охватывают всю поверхность звезды.

«Такие детонации заставляют вспыхивать всю поверхность белого карлика, и он ярко светится на протяжении нескольких недель», – отметила Наталия Дегенаар, соавтор исследования из Амстердамского университета (Нидерланды).

Подобные взрывы происходят и в случае микроновых, но в меньшем масштабе и быстрее – всего за несколько часов. Они наблюдаются на некоторых белых карликах, обладающих сильным магнитным полем, которое направляет потоки вещества к магнитным полюсам звезды.

«Это приводит к взрывам термоядерных микробомб, мощность которых составляет примерно одну миллионную от энергии новой звезды. Отсюда и название микроновая», – пояснил  Пауль Гроот, соавтр исследования из университета Радбода (Нидерланды).

Открытие микроновых – важное дополнение галереи известных звездных вспышек. В дальнейшем астрономы планируют поймать другие такие же трудноуловимые события, что потребует широкомасштабных обзоров неба и быстрых измерений обнаруженных вспышек.

Больше по теме:   ESO  Белые карлики