Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 1 день назад в разделе Луна

Опубликовано

Астрономы сопоставили короткий гамма-всплеск с килоновой

Оказалось, что эти катастрофические события являются относительно распространенными, и перспектива их обнаружения в ближайшем будущем является многообещающей.

В ходе анализа архивных данных, полученных в оптическом диапазоне телескопами «Keck» и «Hubble», международная команда астрономов открыла ранее незамеченную килоновую – катастрофическое событие, вызванное столкновением нейтронной звезды с себе подобной или черной дырой – и ассоциировала ее с коротким гамма-всплеском, зафиксированным обсерваторией NASA «Swift» в 2007 году. Результаты исследования представлены в журнале Nature Astronomy.

«Основная идея нашего детективного расследования проста. Мы располагаем обширным архивом данных, полученных в результате наблюдений коротких гамма-всплесков разными телескопами во всех диапазонах, а также эталонным событием 2017 года. Давно считается, что этот класс вспышек возникает в результате слияния двух нейтронных звезд или нейтронной звезды и черной дыры, что приводит к возникновению гравитационно-волнового сигнала и, в электромагнитном диапазоне, к излучению килоновой, наложенному на излучение самого всплеска», – рассказывают авторы исследования.

Идея, что выбросы от килоновых скрываются в коротких гамма-всплесках, была выдвинута несколько десятилетий назад и уже получила косвенную поддержку в предыдущих исследованиях. Но послесвечение гамма-всплеска обычно доминирует над излучением, и, следовательно, идентификация слабой яркости килоновой требует тонкого и сложного анализа.

Кроме этого, до 17 августа 2017 года никто никогда однозначно не наблюдал килоновую, и уж тем более не фиксировал гравитационный сигнал, возникающий из слияния двух нейтронных звезд. Однако, к счастью, даже это единичное событие, которое было изучено астрономами во всех подробностях, предоставило возможность сравнить его с прошлыми в поисках сходства и существенно продвинуться в этом вопросе.

«И действительно, сопоставив рентгеновское и оптическое излучение GRB 070809, сразу стало ясно, что последнее оказалось существенно ярче, чем ожидалось. Это привело нас к мысли, что мы наблюдаем два различных явления: одно имеет тепловое происхождение и доминирует в видимом свете из-за килоновой, а второе – нетепловое, связанное с длительной активностью процесса запуска гамма-всплеска, наблюдаемое в рентгеновских лучах», – отмечают авторы исследования.

Полученные данные, по мнению астрономов, предоставляют доказательства тесной связи коротких гамма-всплесков и килоновых и подготавливают почву для идентификации нового оптического аналога гравитационных волн.