Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 4 часа назад в разделе Фотографии

Опубликовано

Астрономы впервые уловили послесвечение «невидимого» космического взрыва

Подтверждение того, что такие взрывы сопровождаются многолетним послесвечением в радиодиапазоне, дает возможность астрономам найти ранее невидимую часть этих событий.

Проводя обзор неба с помощью массива радиотелескопов, астрономы заметили угасающее послесвечение «невидимого» мощного взрыва, который произошел четверть века назад почти в 300 миллионах световых лет от Земли. Исследование, описывающее открытие, представлено в журнале Astrophysical Journal Letters.

«Это первый случай, когда мы зафиксировали радиоволны от невидимого на Земле гамма-всплеска. В прошлом телескопы сначала наблюдали взрыв, а затем его последствия», – рассказывает Брайан Ганслер, соавтор исследования из Торонтского университета (Канада).

Гамма-всплески, такие как от прошлогоднего столкновения двух нейтронных звезд, редко наблюдаются телескопами, потому что для их обнаружения источник (струя частиц, движущаяся на околосветовых скоростях и выходящая из точки слияния) должен быть направлен непосредственно на Землю. Астрономы считают, что в поле зрения попадает лишь 1% таких событий.

Поскольку в данном случае джет не был направлен на нас, катастрофический взрыв остался невидимым для телескопов. Но, как и предсказывали модели, струи частиц врезались в газ, окружающий погибшую звезду, что создало огромную ударную волну и нагрело окружение, которое начало излучать радиоволны во всех направлениях.

Открытие было сделано в ходе анализа данных обзора неба VLASS, который проводится с помощью массива радиотелескопов «Very Large Array». Заметив странное послесвечение, астрономы заглянули в архивные данные и, к своему удивлению, не обнаружили предшествующий ему взрыв, а вместо него увидели невероятно яркий источник радиоизлучения в активно формирующей звезды карликовой галактике в 284 световых годах от Земли.

Яркость источника, получившего обозначение FIRST J1419 + 3940, а также его эволюция на протяжении десятилетий стали ключом к пониманию природы события. По мнению исследователей, причиной гамма-всплеска стал взрыв звезды, превышающей по массе Солнце примерно в 40 раз, которая оставила после себя магнетар. Радиоизлучение от вспышки достигло Земли в 1992 или 1993 году, и в то время его свечение было в 50 раз сильнее того, что наблюдалось три года назад. Сегодня источник невидим.

Подтверждение того, что такие взрывы сопровождаются многолетним послесвечением в радиодиапазоне, дает возможность астрономам найти ранее невидимую часть катастрофических событий и расширить знания об источниках излучения самых высоких энергий.

Больше по теме:   Магнетары  Сверхновые