Астрономы впервые увидели галактику без темной материи

Без дополнительного источника массы астрономы не могут объяснить скорость движения звезд в галактиках. Наблюдения свидетельствуют о том, что вокруг каждой из них существует сферическое «гало» темной материи.

Анализ движения 10 ярких звездных скоплений показал, что галактика, в которой они проживают, не содержит темной материи, а полностью состоит из барионного вещества. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

«Открытие галактики без темной материи неожиданно, потому что эта невидимая, таинственная субстанция является доминирующим аспектом любой из них. На протяжении десятилетий мы думали, что галактики начинают свою жизнь как капли темной материи. После этого происходит все остальное: газ попадает в гало, появляются звезды, структура разрастается, пока не превратится в нечто подобное Млечному Пути. Но NGC1052-DF2 бросает вызов стандартным представлениям эволюции галактик», – рассказывает Питер ван Доккум, ведущий автор исследования из Йельского университета (США).

Все, что мы видим в космосе – звезды, планеты и газ – составляет лишь около 18 процентов массы Вселенной. Остальное – темная материя, которая невидна и обнаруживается только через гравитационное воздействие на обычную материю. В большинстве галактик таинственная субстанция является преобладающим типом вещества. Например, в Млечном Пути ее в 30 раз больше, чем обычной материи, а в некоторых карликовых галактиках это соотношение еще более впечатляющее – 400 к одному.

Без дополнительного источника массы астрономы не могут объяснить скорость движения звезд в галактиках. Наблюдения свидетельствуют о том, что вокруг каждой галактики существует сферическое «гало» невидимых массивных частиц темной материи.

Исключение из правил

В новом исследовании Питер Ван Доккум и его коллеги изучили галактику NGC1052-DF2 и обнаружили, что ее масса, вычисленная по движению 10 ярких звездных кластеров, соответствует массе видимых звезд. Этот результат свидетельствует о том, что NGC1052-DF2 содержит в 400 раз меньше темной материи, чем стоило ожидать, или вовсе лишена ее.

«Если в ней и есть темная материя, то ее невероятно мало. Видимые звезды могут объяснить всю массу галактики, и похоже, в ней практически не осталось места для таинственной субстанции», – объяснил Питер ван Доккум.

На данный момент у исследователей нет объяснений, как могла образоваться NGC1052-DF2. Чтобы раскрыть эту тайну, команда приступила к поиску похожих галактик с малым содержанием темной материи, и у них уже есть три кандидата.