Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление в разделе Пульсары

Опубликовано

Астрономы выяснили, какая природная сила позволяет Вселенной оставаться «живой»

Излучение новорожденных звезд замедляет стремительные темпы звездообразования, давая шанс существующим планетам развить жизнь, и появиться новым.

Для зарождения жизни на какой-либо планете во Вселенной необходимо несколько условий, например, наличие атмосферы, озонового слоя, воды в жидком виде и благоприятной температуры на поверхности.

Но, чтобы дойти до этой точки, сначала должна появиться сама планета, а для этого необходимо наличие материала на орбите звезды, а также «спокойная» обстановка в ее окрестностях, и, согласно новому исследованию, природа сама контролирует это процесс: особая сила, выраженная в ультрафиолетовом и оптическом излучениях новообразованных светил, противодействует гравитации, замедляя скорость звездообразования в галактиках и предоставляя среду, удобную для выживания и формирования миров.

«Если бы звездообразование происходило очень быстро, то все звезды оказались бы запертыми в массивных скоплениях. В таких условиях интенсивное излучение и взрывы сверхновых убили бы все живое в старых планетных системах, а также предотвратили бы появление новых», – рассказывает Роланд Крокер, ведущий автор исследования из Австралийского национального университета.

Гравитация имеет важнейшее значение для формирования звезд. Большинство из них рождаются в звездных яслях – плотных молекулярных облаках, наполненных пылью и газом. Под действием межзвездных ветров и ударных волн в какой-то момент материал, собравшийся в сгустки, дойдя до точки невозврата сжимается в плотные комки. Далее эти сколлапсировавшие зародыши продолжают накапливать окружающее вещество, быстро набирая массу до тех пор, пока ядерный синтез не заставит их засиять.

Но что тормозит процесс звездообразования, который, в противном случае, безустанно формировал бы агрессивные и неблагоприятные для жизни скопления массивных светил?

Согласно исследованию, представленному в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, испускание звездного света приводит к выдуванию газа из плотных изолированных звездных протоскоплений, подвергающихся стремительному звездообразованию, и препятствует их дальнейшему объединению.

Ультрафиолетовый и оптический свет от новых массивных звезд рассеивается по плотным облакам. Поглощение фотонов газом создает «прямое» радиационное давление, а последующее инфракрасное переизлучение производит «косвенное». В совокупности эти две силы противодействуют гравитации и являются источником обратной связи – процесса подавления звездообразования.

«Явление, которое мы изучали, свойственно галактикам и звездным скоплениям, обогащенным пылью и газом, в которых звезды образуются относительно быстро. Эта и другие формы обратной связи помогают Вселенной оставаться живой», – заключил Роланд Крокер.

Больше по теме:   Звезды