37K

Астрономы зафиксировали попытку красного гиганта «оживить» своего мертвого компаньона

Звездные пары встречаются часто, но новая система нейтронной звезды и красного гиганта является невероятно редким дуэтом.

Космическая обсерватория Европейского космического агентства (ESA) «Integral» зафиксировала редкое событие: момент «оживления» нейтронной звезды раздутым красным гигантом. Вспышка рентгеновского излучения, ставшая результатом этого действа, впервые была замечена 13 августа 2017 года в направлении центра Млечного Пути. За внезапным обнаружением последовало множество наблюдений, которые помогли установить виновника. Результаты исследования приняты к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

«Обсерватория «Integral» поймала уникальный момент в рождении редкой бинарной системы. Похоже, красный гигант, выбросивший достаточно плотный медленный ветер, чтобы накормить своего спутника, вызвал эмиссию высоких энергий с мертвого звездного ядра», – рассказывает Энрико Боццо, ведущий автор исследования из Женевского университета (Швейцария).

Звезды, обладающие массой от одной до восьми солнечных, к концу своей жизни превращаются в красных гигантов. Их внешние слои раздуваются и расширяются на миллионы километров, удаляясь от центрального светила с относительно небольшой скоростью в несколько сотен километров в секунду.

Более крупные звезды, в 25-30 раз более массивные, чем Солнце, взрываются сверхновыми, иногда оставляя после себя вращающийся звездный труп с сильным магнитным полем, известный как нейтронная звезда. Этот крошечный сердечник содержит до полутора масс Солнца и имеет диаметр всего 10 километров, что делает нейтронные звезды одними из самых плотных объектов во Вселенной.

Звездные пары встречаются часто, но новая система нейтронной звезды и красного гиганта IGR J17329-2731 является невероятно редким дуэтом, известным как «симбиотическая рентгеновская двойная».

Открытая пара, безусловно, своеобразная и очень странная. Космические телескопы NASA «NuSTAR» и ESA «XMM-Newton» показали, что нейтронная звезда вращается очень медленно по сравнению с себе подобными, совершая один оборот за 2 земных часа, а ее магнитное поле удивительно сильное. Сильное магнитное поле обычно указывает на молодость нейтронной звезды, так как модели предсказывают, что со временем оно исчезает. Оценка же возраста красного гигант показала, что он намного старше своего компаньона.

«Эти два объекта озадачивают. Возможно, что либо магнитное поле нейтронной звезды не ослабевает со временем, либо нейтронная звезда действительно образовалась значительно позже соседа. Второй сценарий может указывать на то, что изначально она была белым карликом, но в результате накопления в течение длительного времени материала от красного гиганта она превратилась в нейтронную звезду», – добавил Энрико Боццо.

Ученые отмечают, что ранее, за 15 лет работы «Integral», источник не проявлял свою активность, поэтому зафиксированное рентгеновское излучение является первым в истории этой системы. Последующие наблюдения за поведением дуэта позволят проверить выводы исследователей и лучше понять природу симбиотических рентгеновских двойных.