Астрономы «закрыли» ближайшую к Земле черную дыру

Система, в которой предполагалось присутствие гравитационного монстра, расположена в созвездии Телескоп и настолько близка к нам, что в южном полушарии ее можно разглядеть на темном безоблачном небе без специальных инструментов.

В 2020 году астрономы сообщили об обнаружении ближайшей к Земле черной дыры, расположенной на расстоянии всего тысяча световых лет от нас в системе HR 6819. Однако результаты открытия были поставлены под сомнение некоторыми исследователями, и дополнительные наблюдения, проведенные на телескопах Европейской южной обсерватории (ESO), показали, что на самом деле никакой черной дыры нет, а HR 6819 представляет собой «вампирическую» двойную звездную систему, находящуюся на редкой и кратковременной стадии своей эволюции.

«Мы были убеждены, что наши данные наилучшим образом объясняются, если считать HR 6819 тройной звездной системой, в которой одна звезда обращается вокруг черной дыры за 40 земных дней, а другая находится на гораздо более широкой орбите. Но затем была предложена другая интерпретация тех же данных: в системе HR 6819 могло быть лишь две звезды на 40-дневной орбите, и никакой черной дыры. Этот альтернативный сценарий требовал, чтобы одна из звезд была «раздета», то есть в прошлом отдала большую часть своей массы звезде-компаньону», – рассказывают авторы исследования.

Чтобы разгадать эту тайну, астрономы провели наблюдения и получили дополнительные, более четкие данные по системе HR 6819. Они исходили из того, что в системе два источника света, вопрос был только в том, находятся ли они на тесно расположенных орбитах, как этого требовал сценарий «раздетой» звезды, или далеко друг от друга, что соответствовало сценарию с черной дырой.

«Наблюдения подтвердили отсутствие яркого компаньона на широкой орбите и позволили выявить два ярких источника, разделенных всего одной третью расстояния между Землей и Солнцем. Эти данные и оказались последним элементом головоломки, позволив нам заключить, что HR 6819 – двойная система без черной дыры», – пояснили авторы исследования.

Астрономы считают, что они застали эту двойную систему вскоре после того, как одна из звезд перетянула на себя атмосферу звезды-компаньона. В тесных двойных системах это обычное явление. Из-за того, что звезда-донор потеряла часть своего вещества, «звезда-вампир» стала вращаться быстрее.

«Оказаться свидетелями непосредственно следующей за взаимодействием фазы крайне трудно из-за ее кратковременности. Это и делает наши исследования системы HR 6819 такими интересными – двойная представляет собой идеальный объект для изучения влияния «вампиризма» на эволюцию массивных звезд, а затем и возникновения связанных с этим процессом явлений, в том числе гравитационных волн и мощных взрывов сверхновых», – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   ESO  Звезды  Черные дыры