Александр Скворцов

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 10 минут назад в разделе Земля

Опубликовано

Башни из пыли выкачивают воду с Марса, считают планетологи

Они действуют как «космические лифты» для водяного пара, транспортируя его через атмосферу Красной планеты.

Наблюдения глобальной пыльной бури, которая бушевала на Красной планете в прошлом году и «похоронила» марсоход NASA «Opportunity», позволили раскрыть ее неизвестные ранее особенности: формирование большого количества долгоживущих пылевых башен – столбов из пыли, которые под нагревом Солнца поднимаются высоко над поверхностью, унося с собой водяной пар.

«Эти массивные вздымающиеся облака намного плотнее, чем обычная фоновая пыль в тонкой марсианской атмосфере. Образование башен было замечено и при обычных условиях, но в периоды глобальных бурь их количество резко возрастает», – рассказывает  Николас Хевенс из Хэмптонского университета (США), ведущий автор исследования, представленного в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.

«Марсианские башни» берут свое начало у поверхности планеты как область быстро поднимающейся пыли размером до 50 километров. К моменту, когда их высота достигает 80 километров, они расширяются до полукилометра. Затем, разрушаясь, башни образовывают слои пыли на высоте в 56 километров над марсианской поверхностью, самые обширные из которых могли бы заслонить собой всю континентальную часть Соединенных Штатов Америки.

«Подобные более мелкие структуры формируются на Марсе постоянно, и в обычное время пыль из них оседает на поверхность через день или чуть больше. Но во время глобального шторма башни непрерывно подпитываются, и некоторые из них живут до 3,5 недель», – пояснил Николас Хевенс.

Наиболее интригующим выводом ученых является большая вероятность того, что эти столбы из пыли действуют как «космические лифты» для воды, транспортируя ее через атмосферу Марса: когда пыль нагревается, она создает восходящие потоки, уносящие с собой газы, в том числе водяной пар.

«Во время глобальной пыльной бури в 2007 году мы наблюдали, как молекулы воды поднимались в верхние слои атмосферы, где солнечная радиация выбивала из них водород, безвозвратно улетучивающийся в космос. Этот процесс может быть ключом к тому, как Красная планета потеряла свои озера и реки за миллиарды лет, став пустыней, которой она является сегодня», – заключил Николас Хевенс.

Больше по теме:   Марс