Бомбардировки союзных войск во время Второй мировой войны ослабляли ионосферу

Известно, что сила ионосферы в основном зависит от солнечной активности, но как оказалось, в те годы она была гораздо более изменчива.

Ударные волны от бомбардировочных налетов союзных войск на европейские города во время Второй мировой войны были настолько мощными, что ослабляли ионосферу Земли, говорится в исследовании, представленном в журнале Annales Geophysicae.

«Следы бомбардировок и сегодня видны по всей Европе, что является длительным напоминанием того, какие разрушения могут быть вызваны антропогенными взрывами. Однако воздействие бомб на атмосферу Земли до сих пор не было изучено», – рассказывает Крис Скотт, профессор физики космоса и атмосферы из Университета Рединга (Великобритания).

Ионосфера – это верхняя часть атмосферы Земли, состоящая из мезосферы, мезопаузы и термосферы, главным образом ионизированная излучением Солнца. Она оказывает значительное влияние на современные технологии, такие как радиосвязь, системы GPS и радиотелескопы, поэтому понимание того, какие действия человека могут ее ослаблять, имеет важное значение.

В новом исследовании ученые изучили ежедневные записи Радиоисследовательского центра в городе Слау (Великобритания), собранные в период между 1943 и 1945 годами. Последовательность радиоимпульсов в коротковолновом диапазоне отправлялась на удаление от 100 до 300 километров над земной поверхностью для определения электронной концентрации и степени ионизации в верхней атмосфере.

Известно, что сила ионосферы в основном зависит от солнечной активности, но как оказалось, в те годы она была гораздо более изменчива, чем может быть объяснено текущими моделями.

Проанализировав данные за время 152 крупномасштабных бомбардировок, ученые пришли к выводу, что вследствие их концентрация электронов в ионосфере значительно уменьшилась, и причиной этому были ударные волны, вызванные взрывами бомб, которые нагревали верхнюю атмосферу Земли.

«Невероятная сила атак оказалась полезной для науки и поможет оценить влияние таких событий, которые, помимо разрушений на поверхности, могут распространять губительное влияние на сотни километров над землей», – пояснил Крис Скотт.

В дальнейшем авторы работы планируют изучить более ранние атмосферные данные, которые помогут понять последствия нескольких сотен небольших бомбардировочных налетов и определить минимальную взрывную энергию, необходимую для запуска процесса ослабления ионосферы.

Читайте и распечатывайте последние новости астрономии, космоса и космонавтики на сайте https://in-space.ru