Данные «Hubble» указали на видимый с Земли взрыв звезды в III веке нашей эры

Нейтронная звезда, ставшая результатом вспышки сверхновой, убегает с места события со скоростью 3 миллиона километров в час.

Анализ движения газа в остатке сверхновой, проведенный по снимкам космического телескопа «Hubble», позволил отследить его эволюцию и установить, что свет от взрыва пришел на Землю 1738 лет назад, в эпоху упадка Римской империи.

«Сверхновая, вероятно, была видна жителям южного полушария. К сожалению, никаких известных записей об этом титаническом событии не обнаружено», – отмечают на сайте космического телескопа.

Наблюдаемый остаток сверхновой, получивший обозначение 1E 0102.2-7219, расположен в галактике-спутнике Млечного Пути – Малом Магеллановом облаке. Чтобы точно определить, когда произошел взрыв, астрономы подробно исследовали выброшенные катастрофическим событием богатые кислородом сгустки материи. Это позволило им выявить 22 наиболее быстро движущихся узла, которые, вероятно, практически не замедлялись по мере удаления от эпицентра события при прохождении через межзвездное вещество.

Затем астрономы «отмотали» время назад и проследили движение выбросов, пока они не объединились в одной точке, указав на место взрыва. Это вкупе с известной скоростью удаления сгустков газа и помогло вычислить приблизительное время вспышки сверхновой.

Помимо временного отрезка, в котором произошло событие, астрономам удалось определить скорость убегания нейтронной звезды, оставшейся после гибели ее прародительницы. По оценкам исследователей, она составляет более 3 миллионов километров в час. «Подозреваемая» уже идентифицирована в ходе совместных наблюдений на Очень Большом Телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) и рентгеновской обсерватории NASA «Chandra».