Галактика-воровка похищает топливо, чтобы прокормить сверхмассивную черную дыру

Наблюдения свидетельствуют, что W2246-0526 «пожирает» своих соседей или, по крайней мере, лишает их большей части газа.

Ученые впервые обнаружили далекую и чрезвычайно светящуюся галактику, похищающую материал у своих соседей, чтобы прокормить центральную черную дыру. Исследование, описывающее открытие, представлено в журнале Science.

Квазар, получивший обозначение W2246-0526, считается самым ярким из известных. В его центре находится сверхмассивная черная дыра, скрытая из виду огромным количеством межзвездного газа и пыли. Такой тип объектов известен как горячая пылевая галактика или Hot DOG (Hot Dust-Obscured Galaxies).

«Хот-доги» испускают в основном инфракрасное излучение от аккрецируемого вещества вокруг сверхмассивной черной дыры в их центре, но до сих пор происхождение этого материала оставалось тайной. Одна из гипотез заключалась в том, что он поступает из поглощаемых галактик-спутников, однако до сегодняшнего дня прямых доказательств получено не было.

Используя массив радиотелескопов ALMA в Чили, Очень большой массив (VLA) в Нью-Мексико и космический телескоп «Hubble», команда астрономов идентифицировала три небольшие галактики вокруг W2246-0526, обозначенные C1, C2 и C3. Ученые также обнаружили «мосты» богатого пылью материала, соединяющего центральную галактику с С1 и С3, и «приливной хвост», простирающийся до более отдаленной С2. Эта система галактик содержит столько же газа, сколько и сама W2246-0526.

«Снимки ALMA важны, поскольку, пытаясь понять чрезвычайно сильные галактики, такие как W2246-0526, мы можем рассмотреть реальные детали процессов, за счет которых они становятся в 10 000 раз ярче Млечного Пути», – рассказывает профессор Эндрю Блейн, соавтор исследования из Университета Лестера (Великобритания).

Полученные данные свидетельствуют, что родившаяся спустя 1,3 миллиарда лет после Большого Взрыва W2246-0526 «пожирает» своих соседей или, по крайней мере, лишает их большей части газа. Этот приток материала достаточен для питания и одновременно с этим затенения черной дыры в центре квазара, а также для обеспечения необходимого количества топлива для образования новых звезд с наблюдаемой в настоящее время скоростью. Масса W2246-0526, по оценкам ученых, может достигать 120 миллиардов солнечных.

Больше по теме:   Галактики