«Hubble» обнаружил два двойных квазара в ранней Вселенной

Открытие предлагает еще один способ исследования галактических столкновений и роста сверхмассивных черных дыр.

Используя космический телескоп «Hubble», астрономы открыли два двойных квазара, расположенных близко друг к другу. Возраст каждого из них не менее 10 миллиардов лет и, по всей видимости, они находятся в ядрах сливающихся галактик. Об удивительной находке сообщается в журнале Nature Astronomy.

«По нашим оценкам, в ранней Вселенной на каждую тысячу квазаров приходится один двойной. Так что найти такой объект – все равно что отыскать иголку в стоге сена», – рассказывает Юэ Шен, ведущий автор исследования из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).

Квазары представляют собой объекты очень высокой светимости, расположенные в центрах некоторых галактик. Механизм их излучения связан с находящимися в них сверхмассивными черными дырами. При взаимодействии гравитационного монстра с окружающим его газом выделяется огромная энергия, что и позволяет астрономам регистрировать квазары, несмотря на огромные расстояния до них.

Эти яростные объекты разбросаны по всей Вселенной, при этом обнаружение двойных квазаров, существовавших спустя примерно 4 миллиарда лет после Большого Взрыва, предполагает, что уже в те времена происходили слияния сверхмассивных черных дыр, гравитационные волны от которых мы, вероятно, сможем обнаруживать в будущем.

По словам астрономов, найти двойные квазары было непросто. «Hubble» единственный телескоп с достаточно острым зрением, чтобы заглянуть в раннюю Вселенную и рассмотреть пару близких квазаров на столь большом удалении от Земли.

При этом авторы исследования указывают на небольшую вероятность того, что на снимке «Hubble» двойные изображения одного и того же квазара, ставшие следствием эффекта гравитационного линзирования. Это явление происходит, когда гравитация массивной галактики на переднем плане отклоняет, разделяет и усиливает излучение фонового объекта, создавая две или больше его зеркальных копий в данных.

«Однако этот сценарий маловероятен, поскольку подробный анализ дополнительных наблюдений на наземных телескопах не выявил никаких объектов на переднем плане по линии видимости пары двойных квазаров», – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   Галактики  Телескоп Хаббл