«Hubble» сфотографировал маленькую галактику с большим «сердцем»

Она расположена на расстоянии около 30 миллионов световых лет от Земли в направлении созвездия Компас.

Космический телескоп «Hubble» запечатлел крошечную галактику ESO 495-21, которая имеет диаметр всего 3 тысячи световых лет, что, по самым скромным оценкам, более чем в 30 раз меньше протяженности Млечного Пути, однако такой размер не мешает ей рождать звезды с неистовой скоростью и скрывать в центре сверхмассивную черную дыру.

«Это необычно для галактики столь небольшого размера и может дать интригующие подсказки о том, как галактики образуются и эволюционируют», – сообщается в пресс-релизе на сайте космического телескопа «Hubble».

ESO 495-21 расположена на расстоянии около 30 миллионов световых лет от Земли в направлении созвездия Компас и представляет собой карликовую галактику со вспышкой звездообразования. Аналогичные ей структуры могут рождать в тысячу раз больше светил в год, чем это делает Млечный Путь.

«Hubble» изучал всплески активности в ESO 495-21 несколько раз, исследовав в ней множество звездных сверхскоплений – очень плотных областей, заполненных массивными светилами, которым всего несколько миллионов лет. Такие захватывающие регионы могут оказывать огромное влияние на их галактики, и изучение этих кластеров позволяет астрономам раскрывать самые ранние этапы их эволюции, что помогает понять, как массивные звезды образуются и развиваются по всей Вселенной.

Помимо космических фейерверков ESO 495-21 также содержит сверхмассивную черную дыру в центре. Предполагается, что почти каждая большая галактика скрывает такой объект, и, как правило, чем она больше, тем массивнее черная дыра. Например, наш Млечный Путь приютил черную дыру Стрелец A*, которая в четыре миллиона раз «тяжелее» Солнца. Однако в «сердце» карликовой ESO 495-21, с диаметром три процента от протяженности нашей Галактики, черная дыра меньше всего в четыре раза. Это крайне необычно.

По мнению астрономов, ESO 495-21 с ее небольшими размерами, нечеткой формой и быстрыми всплесками активности может быть аналогом некоторых из первых галактик, которые образовались во Вселенной. Поэтому обнаружение в ней столь массивной черной дыры дает поддержку идеи о том, что эти гравитационные монстры рождались первыми, а уже затем галактики «нарастали» на них.