«Hubble» сфотографировал погибающую галактику с гигантским хвостом

Впервые отличительная особенность у галактики D100 была замечена в 2007 году телескопом «Subaru», однако он не смог раскрыть некоторые из ее удивительных особенностей.

Используя космический телескоп «Hubble», астрономы получили детальные снимки странной спиральной галактики в скоплении Волос Вероники, которая мчится к центру кластера и теряет по пути пыль и газ, образующие хвост протяженностью не менее 200 000 световых лет.  Результаты наблюдений и выводы ученых представлены в журнале The Astrophysical Journal.

«Эта галактика является жертвой экстремальных процессов, происходящих в массивных кластерах. В итоге из обычной спиральной галактики с активным звездообразованием она превратится в «красную и мертвую», когда ее спиральные рукава исчезнут, выдуется весь газ и останутся только старые светила. Это явление известно уже несколько десятилетий, однако «Hubble» показал нам его во всей красе», – рассказывает Уильям Крамер, ведущий автор исследования из Йельского университета (США).

Процесс, вызывающий потерю газа, происходит, когда галактика под действием гравитации начинает «падать» к плотному центру массивного скопления из тысяч ей подобных. В ходе движения она пробивается сквозь межгалактическое вещество, словно лодка, движущаяся по воде. Материал выталкивает газ и пыль из галактики, и как только она потеряет весь водород – топливо для новых звезд – она ​​встретит преждевременную смерть, так как больше не сможет создавать светила. Процесс гибели предмета данного исследования, галактики D100, начался примерно 300 миллионов лет назад.

В массивном скоплении Волосы Вероники смертоносная потеря газа наблюдается у многих галактик, однако в D100 она уникальна, так как привела к образованию длинного, тонкого хвоста из пыли и газообразного водорода, который вдвое превосходит диаметр Млечного Пути в длину и составляет 7000 световых лет в ширину.

«Хвост удивительно четкий и прямой. Это странно, потому что в компьютерных симуляциях не удавалось воссоздать ничего подобного, так как большинство галактик, подвергающихся этому процессу, скорее бесформенные. Чистые края и нитевидные структуры хвоста у D100 предполагают, что магнитные поля играют заметную роль в его формировании», – пояснил Джеффри Кенни, соавтор исследования из Йельского университета (США).

Одной из целей получения новых снимков D100 было исследование темпов звездообразования в отличительной особенности галактики. Острое зрение «Hubble» показало наличие в хвосте свечения молодых звезд, и самый яркий регион в его центре содержит не менее 200 000 новообразованных светил. Однако, исходя из количества светящегося водородного газа, содержащегося в хвосте, команда ожидала обнаружить в три раза больше звезд.