«Hubble» сфотографировал туманность на свой День рождения

Невероятный снимок биполярной туманности в форме песочных часов получен в честь 29-й годовщины пребывания космического телескопа «Hubble» в космосе.

24 апреля 1990 года на шаттле «Discovery» был запущен космический телескоп «Hubble». С тех пор он произвел революцию в представлении человечества о Вселенной. Изображения, которые он предоставляет, впечатляют как с научной, так и с чисто эстетической точки зрения.

Каждый год обсерватория посвящает небольшую часть своего драгоценного времени наблюдений особому юбилейному изображению, сфокусированному на съемке особенно красивых и значимых объектов. Изображение этого года, туманность Южный Краб (He2-104), не стала исключением.

Эта своеобразная туманность с «песочными часами» в центре была создана взаимодействием дуэта звезд. Неравная пара состоит из красного гиганта и белого карлика. Красному гиганту еще предстоит потерять внешние слои, чтобы встретить старость в качестве белого карлика. Тем временем некоторое количество выброшенного им материала уже попало под влияние гравитации его спутника.

Когда достаточное количество материала падает на белого карлика, он выталкивает его наружу, создавая структуры, которые мы видим в туманности. В конце концов, красный великан закончит сбрасывать внешние слои и перестанет кормить своего компаньона, но до этого момента может произойти больше извержений, которые создадут еще более сложные формы в Южном Крабе.

История Южного Краба

Так или иначе, астрономы не всегда знали об этом небесном фейерверке. Объект впервые был замечен в 1967 году, но его природа оставалась неизвестной до 1989 года, пока к нему не обратились телескопы Европейской южной обсерватории (ESO) в Ла-Силла. Полученное изображение показало расширяющуюся туманность в форме краба, образованную симметричными пузырями газа и пыли.

Телескопы ESO обнаружили только внешние песочные часы, исходящие из яркой центральной области, рассмотреть которую не представлялось возможным. Лишь после наблюдений «Hubble» в 1999 году была раскрыта вся структура туманности. Снимок выявил внутренние элементы, что свидетельствует о том, что явление, которое создало внешние пузыри, повторилось в недавнем по астрономическим меркам прошлом.

Вполне уместно, что «Hubble» вернулся к этому объекту через двадцать лет. Новое изображение дополняет историю активной и развивающейся туманности Южный Краб и подчеркивает роль космического долгожителя в изучении Вселенной.