Китайский радиотелескоп FAST открыл первый для себя миллисекундный пульсар

Китайский 500-метровый радиотелескоп FAST впервые обнаружил миллисекундный пульсар, сообщается в пресс-релизе на сайте Китайской Академии Наук. Открытие сделано в ходе наблюдения за источником гамма-излучения 3FGL J0318.1 +0252. Объект, получивший обозначение PSR J0318 +0253, находится на расстоянии 4000 световых лет от Земли, совершает один оборот за 5,19 миллисекунды и потенциально является одним из самых «слабых» источников радиоимпульсов среди всех пульсаров, известных на сегодняшний день.

«Это открытие продемонстрировало большой потенциал FAST при поиске пульсаров, подчеркнув важность таких инструментов», – говорит Кэцзя Ли, астрофизик из Пекинского университета (Китай).

Миллисекундные пульсары – это особый класс нейтронных звезд с периодом вращения в диапазоне от 1 до 10 миллисекунд. Наиболее распространенная теория их образования говорит, что они начинают свою жизнь как обычные пульсары, но затем постепенно раскручиваются в ходе «перетягивания» вещества со звезды-компаньона.

Первый подобный объект PSR B1937 +21 был открыт в 1982 году. Скорость его вращения составляет примерно 641 оборот в секунду, и на данный момент он остается вторым наиболее быстровращающимся миллисекундным пульсаром из примерно 340 известных. Изучение «раскрученных пульсаров» играет важную роль не только в понимании эволюции нейтронных звезд и физики конденсированного состояния материи, но и может быть использовано для обнаружения низкочастотных гравитационных волн.

Крупнейший в мире радиотелескоп с одной антенной FAST, все еще находящийся в процессе ввода в эксплуатацию, обнаружил уже более 20 ранее неизвестных пульсаров. Но теперь он взял новую высоту, открыв 27 февраля первый для себя миллисекундный пульсар, который впоследствии был подтвержден командой космической обсерватории NASA «Fermi».

Телескоп FAST продолжит радионаблюдения за источниками гамма-излучения из каталога «Fermi», и исследователи надеются, что в ближайшее время список открытых с его помощью миллисекундных пульсаров начнет быстро пополняться.

Больше по теме:   Пульсары