Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление 2 часа назад в разделе Земля

Опубликовано

Коллекция разнообразных протопланетных дисков вокруг молодых звезд

Полученные изображения дают представление о том, как могла выглядеть наша Солнечная система на ранних стадиях своего формирования, более четырех миллиардов лет назад.

На новых изображениях, полученных с приемником SPHERE на Очень Большом Телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO), пылевые диски вокруг близлежащих молодых звезд представлены в гораздо больших подробностях, чем прежде. Они обладают разнообразными формами, размерами и структурой, в том числе, признаками наличия в них формирующихся планет.

Приемник SPHERE позволяет астрономам маскировать влияние сильной засветки, создаваемой центральными звездами, и получать благодаря этому лучшие изображения их окрестностей.

Эти диски оказались исключительно разнообразными по размерам и по форме: в некоторых из них заметны яркие кольца, в других – темные, а третьи напоминают по виду гамбургер. Они очень отличаются и по ориентации на небе: от круглых, видимых плашмя, до узких, повернутых к нам ребром.

Главная задача приемника SPHERE – обнаруживать и исследовать гигантские экзопланеты вокруг близких к нам звезд методом прямых изображений. Но в то же время этот инструмент сейчас один из лучших в мире и для получения снимков дисков вокруг молодых звезд – областей возможного формирования планет. Их изучение имеет огромное значение для выяснения связей между свойствами окружения звезд и формированием или присутствием в нем миров.

Многие молодые светила, изображения окрестностей которых получены на SPHERE, принадлежат к типу Т Тельца: класса очень молодых (моложе 10 миллионов лет) переменных звезд. В дисках вокруг этих юнцов содержатся газ, пыль и планетезимали – «строительные элементы», из которых образуются планеты и планетные системы.

Полученные изображения дают представление и о том, как могла выглядеть наша Солнечная система на ранних стадиях своего формирования, более четырех миллиардов лет назад.

Расстояния до объектов заключены в пределах от 230 до 550 световых лет от Земли, а так как диаметр Млечного Пути примерно равен 100 000 световых лет, можно сказать, что эти звезды являются близкими соседями Солнца. Но даже и на малых расстояниях получение хороших изображений отражательных дисков является очень трудной задачей, так как их слабый блеск многократно перекрывается сиянием центральных звезд.

Наблюдения также привели к открытию видимого с ребра диска вокруг звезды GSC 07396-00759. Как ни странно, этот диск выглядит более проэволюционировавшим, чем богатый газом вокруг звезды типа Т Тельца в той же системе, хотя возраст у обеих звезд один и тот же. Загадочное различие в эволюции дисков вокруг двух звезд одинакового возраста – еще одна причина интереса астрономов к изучению околозвездных дисков и их характеристик.

Новые результаты наряду с данными, которые получаются на других телескопах, таких, как ALMA, углубляют понимание астрономами физических условий в окрестностях молодых звезд и сложных механизмов образования планет.

Больше по теме:   ESO  Звезды  Фотографии