Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление в разделе Экзопланеты

Опубликовано

Локализован источник мощного космического радиосигнала неизвестного происхождения

Впервые астрономы определили точное местоположение одиночного быстрого радиовсплеска.

Впервые за всю историю наблюдений астрономам удалось определить точное местоположение источника мощнейшего одиночного быстрого радиовсплеска. Метод обнаружения и выводы ученых представлены в журнале Science.

«Это огромный прорыв, которого эта область астрономии ждала с тех пор, как быстрые радиовсплески были впервые обнаружены более десяти лет назад», – заявил Киф Баннистер, ведущий автор исследования из Государственного объединения научных и прикладных исследований (Австралия).

Быстрые радиовсплески представляют собой единичные и, гораздо реже, повторяющиеся радиоимпульсы неизвестной природы длительностью несколько миллисекунд, регистрируемые радиотелескопами. Типичная энергия всплесков, по оценкам ученых, эквивалентна выбросу в космическое пространство энергии, испускаемой Солнцем в течение нескольких десятков тысяч лет.

С момента первого обнаружения в 2007 году было зафиксировано 85 таких событий, однако ранее локализовать источник удалось лишь в одном случае и только для повторяющегося радиосигнала, берущего начало в небольшой галактике, активно формирующей звезды.

Прорыв в определении местоположения одиночных вспышек был совершен благодаря новому методу и австралийскому комплексу радиоантенн «Australian Square Kilometre Array Pathfinder» (ASKAP).

«Так как ASKAP представляет собой массив из нескольких антенн, сигнал преодолевал до каждой из них разное расстояние, достигая их в разное время. Благодаря этим крошечным временным различиям, составляющим менее миллиардной доли секунды, мы смогли определить не только галактику, из которой он пришел, но и расположение источника в 13 тысячах световых лет от ее центра», – рассказывает Адам Деллер, соавтор исследования из Технологического университета Суинберна (Австралия).

После определения точки на небе, из которой пришел быстрый радиовсплеск, получивший обозначение FRB 180924, несколько наземных телескопов провели наблюдение этой области. В итоге им удалось установить галактику-источник, ей оказалась DES J214425.25-405400.81, и расстояние до нее, составляющее 3,6 миллиарда световых лет.

«Интересно, что галактика-источник FRB 180924 сопоставима по размеру с Млечным Путем и не выделяется вспышкой звездообразования, что разительно отличает ее от хозяйки единственного из ранее локализованных быстрых радиовсплесков. Это говорит о том, что они могут брать начало в различных средах и генерироваться различными событиями», – пояснил Киф Баннистер.

Причина быстрых радиовсплесков остается неизвестной, но способность определять их точное местоположение – большой шаг к разгадке этой тайны.

Больше по теме:   Далекий космос