Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 21 час назад в разделе TESS

Опубликовано

Загадочной планеты Дагон на самом деле не существует, выяснили астрономы

Раскрыта тайна внесолнечного мира в системе близкой к нам звезды, который постепенно исчезал.

Объединив наблюдения за звездой Фомальгаут, собранные космическим телескопом «Hubble» за 9 лет, астрономы выяснили, что исчезающая из виду экзопланета Дагон, также известная как Фомальгаут b, на самом деле является расширяющимся облаком пыли, образовавшимся в результате столкновения двух крупных тел. Это первый случай фиксации такого катастрофического события на столь ранней стадии, который может многое рассказать об эволюции планетных систем. Результаты наблюдений и выводы ученых представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Нам невероятно повезло, что мы посмотрели в нужное время в нужное место, уловив столь редкое событие, которое, по нашим расчетам, происходит в этой системе не чаще, чем раз в 200 тысяч лет. Мы увидели пример того, как планеты уничтожают друг друга», – рассказывают авторы исследования.

Фомальгаут является яркой молодой звездой, расположенной на расстоянии 25 световых лет от нас в направлении созвездия Южная Рыба. Ее возраст оценивается всего в 200 миллионов лет, а продолжительность жизни – в миллиард лет.

Система Фомальгаут изучается астрономами на протяжении многих лет, и в 2008 году, основываясь на снимках «Hubble», было объявлено об открытии в ней методом прямой визуализации экзопланеты Дагон. Последующие исследования пытались определить параметры объекта, однако их результаты имели большой разброс в зависимости от моделируемого окружения и природы внесолнечного мира: масса варьировалась от массы Марса до двух масс Юпитера. С продолжительностью года тоже было не все ясно, предполагалось, что она может достигать 1700 земных лет.

Однако наиболее интригующим оказалось то, что эта мистическая экзопланета, во-первых, была слишком яркой и, во-вторых, постепенно практически исчезла из виду. Кроме этого она не проявляла никаких признаков инфракрасного теплового излучения – опять же, весьма необычно, поскольку молодая планета должна сиять в инфракрасном диапазоне.

Такая непостоянность Дагона привела к тому, что его неоднократно «закрывали» и «открывали», находя различные объяснения его странному поведению. Но теперь, похоже, все встало на свои места.

«Мы проанализированы все имеющиеся архивные данные наблюдений «Hubble» за системой Фомальгаут и выявили у Дагона свойства, вместе указывающие на то, что он не является планетой. Наша интерпретация наблюдений заключается в том, что объект оказался медленно расширяющимся облаком пыли, созданным в результате недавнего столкновения двух кометоподобных тел размером до 200 километров», – заявили авторы исследования.

Хотя этот сценарий уже предполагался ранее, не имея большего набора данных, астрономы посчитали чрезвычайно маловероятным фиксацию такого события в месте расположения Дагона.

В настоящий момент, по расчетам ученых, облако расшилось до размеров, превышающих расстояние от Земли до Солнца, и, состоя из частиц пыли размером около 1 микрона, находится вне зоны чувствительности «Hubble». Кроме этого, наблюдения показали, что объект, скорее всего, движется не по эллиптической орбите вокруг Фомальгаут, как ожидается для планет, а покидает систему под действием излучения звезды.

В первый год работы телескопа NASA «James Webb» астрономы планируют рассмотреть более близкие к Фомальгаут теплые области системы в поисках источника тел, породивших облако, а также попытаться отыскать у нее настоящие планеты, которые, возможно, ожидают своего открытия.

Больше по теме:   Телескоп Хаббл  Экзопланеты