Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 10 часов назад в разделе Звезды

Опубликовано

Млечный Путь победил в столкновении с крупной галактикой

Астрономы обнаружили великана, который сформировал первые дни нашего звездного дома.

Около 10 миллиардов лет назад Млечный Путь слился с крупной галактикой. Звезды этого партнера, названного Gaia-Enceladus (Гайя-Энцелад), составляют большую часть ореола Млечного Пути, а также формируют его толстый диск, придавая ему надутую форму. Колоссальное слияние, обнаруженное международной командой во главе с астрономом Университета Гронингена (Нидерланды) Аминой Хельми, описано в журнале Nature.

Галактики, подобные Млечному Пути, являются результатом слияния небольших структур. Но до сих пор открыт вопрос, стала ли наша Галактика продуктом многих мелких слияний или нескольких крупных. Профессор астрономии Амина Хельми большую часть своей карьеры искала «реликвии» в Млечном Пути, которые могли бы намекнуть на его эволюцию. Она рассматривала химический состав, положение и траекторию звезд в гало, чтобы раскрыть их историю и тем самым определить слияния, которые образовали Млечный Путь.

Второй выпуск данных миссии «Gaia», в которой профессор Хельми принимала участие в течение 20 лет, в апреле 2017 года предоставил ей данные о 1,7 миллиарда звезд. Она использовала их для поиска следов слияний в ореоле.

«Мы ожидали увидеть в гало звезды поглощенных галактических спутников. Но вот чего мы точно не ожидали, так это того, что большинство звезд ореола имеют общее происхождение в результате очень большого слияния», – сообщила Амина Хельми.

Амина Хельми уже описывала огромный «блоб» звезд, имеющих общее происхождение. Теперь она показала, что звезды из этого блоба в гало являются обломками от слияния Млечного Пути с галактикой, которая была немного более массивной, чем Малое Магелланово Облако.

Толстый диск

Химическая сигнатура многих звезд гало явно отличалась от «родных» звезд Млечного Пути и была довольно однородной, указывая на то, что они имеют общее происхождение. «Пленники» отчетливо выделялись и по траектории движения. Самые юные звезды из Гайи-Энцелада в области толстого диска оказались моложе, чем родные звезды Млечного Пути. Это означает, что основа этого диска уже существовала на момент слияния, и галактика Гайя-Энцелад своими большими размерами встряхнула и раздула его.

Данные о кинематике, химии, возрасте и пространственном распределении родных звезд Млечного пути и остатков Гайи-Энцелада напомнили Амине Хельми о симуляциях, выполненных около 10 лет назад. Моделирование слияния большой дискообразной галактики с молодым Млечным Путем распределило звезды обоих объектов по галактическому диску и гало, и это полностью соответствует наблюдениям «Gaia».

«Было удивительно смотреть на новые данные «Gaia» и осознавать, что я уже видела их раньше», – заключила Амина Хельми.

Больше по теме:   Млечный Путь