Многоликое скопление галактик Abell 1758

Красивый галактический кластер A1758N, напоминающий рой мерцающих светлячков, ярко светится в темном космосе множеством огней кружащихся спиральных галактик. Он является субкластером массивного скопления A1758, содержащего сотни галактик. Хотя изображение космического телескопа «Hubble» может показаться безмятежным, A1758N фактически содержит две еще более мелкие структуры, которые в настоящее время находятся в турбулентном процессе слияния.

Abell 1758 впервые идентифицирован в 1958 году и первоначально был зарегистрирован как один массивный объект. Однако спустя 40 лет он снова наблюдался рентгеновским телескопом ROSAT, и астрономы заметили что-то необычное: кластер был не одной концентрацией галактик, а двумя!

С тех пор Abell 1758 неоднократно исследовался различными обсерваториями. Он содержит два массивных субкластера, расположенных на расстоянии около 2,4 миллиона световых лет. Компоненты, известные как A1758N (северный) и A1758S (южный), связаны гравитацией, но не имеют признаков взаимодействия.

На новом изображении «Hubble» видна только северная структура A1758N, которая в свою очередь разделяется на две подструктуры, известные как A1758NE (восточный) и A1758NW (западный). Ученые обнаружили признаки, убедительно доказывающие, что они являются результатом столкновения и слияния более мелких кластеров.

Исследования также выявили в Abell 1758 радиогало и две радиореликвии. Для «Hubble» радиоструктуры невидимы, но радиотелескопы обнаружили вокруг кластера странный ореол излучения. Радиогало являются огромными источниками диффузного радиоизлучения, обычно встречающегося вокруг центров скоплений галактик. Считается, что они образуются, когда кластеры сталкиваются и ускоряют быстродвижущиеся частицы до еще более высоких скоростей. Это подразумевает, что кластеры с радиогало все еще находятся в процессе формирования.

Столкновения кластеров являются самыми энергичными событиями во Вселенной, кроме самого Большого Взрыва. Понимание того, как объединяются кластеры, дает возможность астрономам изучать эволюцию этих структур. Это также помогает проникать в тайны темной материи, внутрикластерной среды и галактик, и исследовать взаимодействие этих трех компонентов.