Эндрю Морган

Джессика Меир

Последнее обновление 2 дня назад в разделе Астероиды

Опубликовано

На Марсе обнаружен скрытый континент

Его открытие вновь поднимает дебаты о возможной активной тектонике на Красной планете в течение первых 500 миллионов лет ее истории.

Данные, полученные из измерений гравитационного поля Марса, показали, что в его южном полушарии расположен уникальный блок коры, занимающий территорию, в полтора раза превосходящую площадь Европы. Его геофизические и геохимические свойства напоминают свойства материковой коры Земли и позволяют предположить, что под поверхностью Красной планеты существует скрытый континент. Результаты исследования представлены в журнале Nature Geoscience.

«Считается, что высокогорье южного полушария Марса однородно и сформировано более четырех миллиардов лет назад. Однако, похоже, что это не так. Применив метод, который позволил нам выявить структуру марсианской коры до появления на ней основных ударных кратеров, бассейнов и вулканических районов, нам удалось обнаружить уникальный фрагмент коры. Ее толщина превышает 50 километров, и ей свойственны сильные магнитные и геохимические аномалии», – пишут авторы исследования.

На Земле аналогичные магнитные аномалии наблюдаются на уровне континентальных кратонов, в зоне аккреции микроконтинентов. Этот участок также является единственной зоной в южном полушарии Марса, где поверхностная порода обогащена калием и торием. Все это говорит о наличии континентальной коры и скал, похожих на те, что наблюдались марсоходом «Curiosity» в кратере Гейл, расположенном на северном краю рассматриваемого участка марсианской коры.

Таким образом, существование этого блока коры ставит под сомнение два семейства гипотез о происхождении южного нагорья и равнин северного полушария, широко известных как марсианская дихотомия, которая проявляется в существенном отличии полушарий в топографии и физической географии.

«Похоже эти области не сформированы одним процессом, например, гигантским ударом, что вновь поднимает дебаты о возможной активной тектонике на Красной планете в течение первых 500 миллионов лет ее истории», – заключают авторы исследования.

Больше по теме:   Марс