На Плутоне обнаружен обширный регион с криовулканами

Подобных областей с извергающими лед вулканами нет нигде в исследованной Солнечной системе.

Анализ снимков Плутона, полученных космическим аппаратом NASA «New Horizons», выявил на карликовой планете область, в которой относительно недавно извергались криовулканы. Высота купола некоторых из них достигает 7 километров. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communications.

«Миссия к Плутону позволила нам получить данные и снимки, раскрывающие состав и ландшафт этого далекого ледяного мира. Уже известно, что его поверхность сформирована процессами, относящимися к разным эпохам, начиная от относительно древних, покрытых кратерами районов и заканчивая очень молодыми областями, в которых очень мало или вовсе нет «шрамов» от внешних воздействий», – рассказывают авторы исследования.

Криовулканизм, в ходе которого на поверхность извергается ледяной материал, не является чем-то новым и уже наблюдался на некоторых объектах Солнечной системы. Для запуска этого процесса у спутника или планеты должен существовать некоторый внутренний источника тепла, однако считалось, что Плутон на протяжении большей части своей истории не обладал им на необходимом для криовулканизма уровне.

В ходе анализа данных планетологи выявили регион протяженностью около тысячи километров с малым количеством ударных кратеров, в котором преобладают большие возвышенности с бугристыми склонами. Он расположен к юго-западу от ледяного щита Sputnik Planitia.

«Изучив геоморфологию и состав области, мы предполагаем, что она была создана криовулканизмом, а материал на поверхности в основном состоит из водяного льда. В регионе расположено множество вулканических куполов высотой до 7 километров и диаметром от 10 до 150 километров. Причем некоторые из них сливаются, образуя более крупные структуры», – отметили авторы исследования.

Создание такого ландшафта требует многократных извержений и большого объема ледяного материала, достигающего 10 тысяч кубических километров. При этом местность лишена ударных кратеров, что контрастирует с некоторыми другими участками поверхности Плутона.

«Криовулканическая активность в этой области должна быть относительно недавней и может указывать на то, что внутренняя структура Плутона либо очень эффективно удерживает тепло, либо недра карликовой планеты в целом обладают большим теплом, чем ожидалось», – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   Новые горизонты  Плутон