На задворках Солнечной системы обнаружена карликовая планета «Гоблин»

Экстремально удаленный от Солнца объект открыт в рамках постоянной охоты за неизвестными карликовыми планетами и Планетой X.

Скотт Шеппард из Университета Карнеги (США) и его коллеги Чад Трухильо из Университета Северной Аризоны (США) и Дэвид Толен из Университета Гавайев (США) в очередной раз переопределили окраины Солнечной системы. Они обнаружили чрезвычайно удаленный объект далеко за пределами Плутона с орбитой, которая согласуется с присутствием еще более отдаленной Планеты X. Статья об открытии новоиспеченной карликовой планеты 2015 TG387 представлена в журнале Astronomical Journal.

«Мы думаем, что на периферии Солнечной системы могут быть тысячи небольших тел, таких как 2015 TG387, но из-за огромных расстояний нам крайне непросто обнаружить их. Сейчас мы можем отследить 2015 TG387 только при ближайшем подходе к Солнцу, а в течение 99 процентов его 40 000-летней орбиты он слишком слаб для наблюдений», – рассказывает Дэвид Толен.

Объект 2015 TG387, неофициально названный «Гоблин», обнаружен на расстоянии 80 астрономических единиц от Солнца, что примерно в два с половиной раза дальше Плутона. Вновь открытая карликовая планета перемещается по очень вытянутой орбите и никогда не приближается к Солнцу менее чем на 65 астрономических единиц. Только 2012 VP113 и Sedna обладают более отдаленным перигелием, чем 2015 TG387, при этом ее орбитальная полумалая ось превышает аналогичную характеристику ее «соседей», то есть новый объект путешествует намного дальше от Солнца.

Кроме этого «Гоблин» является одним из немногих известных объектов, которые никогда не приближаются к планетам-гигантам, таким как Нептун и Юпитер, и не попадают под их гравитационное влияние.

В поисках Планеты X

Карликовая планета 2015 TG387 открыта в рамках постоянной охоты команды за гипотетической девятой планетой Солнечной системы, о которой впервые заговорили в 2016 году.

«Эти отдаленные объекты подобны хлебным крошкам, ведущим нас к Планете X. Чем больше из них мы находим, тем лучше понимаем внешнюю Солнечную систему и планету, которая, по нашему мнению, формирует их орбиты. Ее открытие переопределит знания об эволюции нашей системы», – пояснил Скотт Шеппард.

Команде потребовалось несколько лет наблюдений, чтобы уточнить орбиту 2015 TG387. Впервые карликовая планета была замечена в октябре 2015 года с помощью 8-метрового телескопа «Subaru», расположенного на вершине Мауна-Кеа на Гавайях. Последующие наблюдения с телескопами Магеллана в обсерватории Карнеги в Лас-Кампанасе (Чили) и «Discovery Channel» в Аризоне (США) проводились в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах.

2015 TG387 классифицирован как карликовая планета, поскольку его диаметр около 300 километров. Чад Трухильо и его коллеги провели компьютерное моделирование того, как различные гипотетические орбиты Планеты X повлияют на движение открытого объекта. Моделирование включало в себя планету сверхземной массы в нескольких сотнях астрономических единиц от Солнца, движущуюся по продолговатой орбите, предложенную Константином Батыгиным и Майклом Брауном в 2016 году.

Большинство симуляций показало, что Планета Х может объяснить, почему самые отдаленные объекты Солнечной системы имеют схожие орбиты, которые не позволяют им приближаться к предполагаемой планете слишком близко, что похоже на то, как Плутон никогда не сближается с Нептуном, даже если их орбиты пересекаются.

«Что действительно интересно, так это то, что Планета X, похоже, влияет на 2015 TG387 так же, как и на все другие чрезвычайно удаленные объекты Солнечной системы. Симуляции не доказывают, что в нашей системе есть еще одна огромная планета, но они подтверждают, что она может существовать», – заключил Чад Трухильо.