Наблюдательные сигнатуры почти полных сфер Дайсона

Предложена новая стратегия поиска развитых внеземных цивилизаций.

Идеи поиска внеземного разума часто встречаются в астрофизической литературе. Одним из самых популярных признаков космических цивилизаций считаются сферы Дайсона, теоретические структуры, окружающие звезду, благодаря которым высокотехнологически развитая цивилизация может использовать энергию светила.

Обычно поиски сферы Дайсона сводятся к попыткам зафиксировать избыточное инфракрасное излучение, поскольку покрытие большой части поверхности звезды резко снижает количество видимого света. При этом излучение самой сферы Дайсона достигает максимума в инфракрасном диапазоне. До сих пор поиски инфракрасных «избытков» оставались пустыми.

Наука на грани фантастики

В новой статье Эрика Закриссона, доцента кафедры астрономии Университета Упсалы (Швеция), опубликованной в журнале The Astrophysical Journal, исследователи сосредоточились на потенциальных сферах Дайсона с небольшим перевесом инфракрасного излучения или без него. В частности, они рассматривали случай, когда структура состоит из серого абсорбера – материала, который равномерно рассеивает свет звезды на всех длинах волн. Наблюдатель увидит ту же форму спектра звезды, но с пониженной общей светимостью.

Это означает, что, если вы попытаетесь оценить расстояние до звезды спектрофотометрически (сравните наблюдаемую светимость звезды и спектр с моделями звездного излучения), ваши измерения покажут, что звезда находится дальше, чем на самом деле. Тем не менее, затемнение звезды сферой Дайсона не обманет метод параллакса, который использует кажущееся движение целевой звезды на фоне более отдаленных объектов при изменении точки наблюдения в процессе вращения Земли вокруг Солнца. Чем больше разница в расстояниях, полученных этими двумя методами, тем большая доля поверхности звезды перекрыта сферой Дайсона.

Эрик Закриссон и его коллеги сравнивали параллаксные расстояния от первого выпуска данных космического аппарата «Gaia» со спектрофотометрическими результатами Эксперимента радиальной скорости (RAVE), который собирает спектры звезд Млечного Пути. Для каждой цели авторы оценили потенциальное покрытие материалом сферы Дайсона, что привело к широкому диапазону возможных долей.

Настоящая сфера Дайсона, пожалуйста, к доске!

Чтобы сузить список кандидатов, авторы ограничили условия поиска звездами главной последовательности спектральных типов F, G и K с долей перекрытия более 70 процентов. Такому условию соответствовало только шесть звезд. Четыре из них были отфильтрованы из-за проблем с данными, в результате чего осталось только два кандидата, среди которых авторы определили звезду TYC 6111-1162-1 (F-карлик с температурой 6000 градусов по Цельсию) как наиболее перспективную на обладание сферой Дайсона.

Последующая спектроскопия TYC 6111-1162-1 с высоким разрешением в подавляющем большинстве подтвердила известные параметры звезды, и разница между расстояниями, полученными RAVE и «Gaia», по-прежнему была очевидна. Нашли ли ученые первый признак внеземного разума? Учитывая отсутствие новостей, вы, вероятно, уже знаете ответ.

Разброс расстояний до TYC 6111-1162-1 может быть связан с тем, что это не одна звезда, а двоичная система со скрытым компаньоном – белым карликом. По-прежнему не совсем понятно, что происходит с этой звездой, но будущие выпуски данных «Gaia» помогут найти ответ и, если нам очень повезет, другие признаки далекой цивилизации.

Больше по теме:   ESA  Возможно ли это?