Наблюдения за взрывами красных сверхгигантов раскрыли подробности их предсмертных агоний

Полученные данные противоречат стандартным моделям последней стадии эволюции красных сверхгигантов и показывают, что перед взрывом они погружаются в толстое облако материи.

Сравнив наблюдения за смертью звезд с моделями, описывающими эти события, международная команда астрономов обнаружила, что во многих случаях взрыв происходит внутри толстого облака вещества, окутывающего светило. Полученные результаты полностью меняют представление ученых о последнем этапе эволюции звезд. Результаты работы представлены в журнале Nature Astronomy.

«В конце жизни звезды какой-то механизм в ее недрах заставляет выбросить вещество в пространство, которое затем образует плотное облако», – рассказывает Франсиско Ферстер, ведущий автор исследования из Чилийского университета.

Чтобы лучше разобраться в природе звездных предсмертных агоний, астрономы провели обзор неба в поисках сверхновых, ставших результатом эволюции красных сверхгигантов. Их целью было исследование кратковременных вспышек света, предшествующих взрыву, которые могут многое рассказать о процессах, погубивших звезду. В итоге, используя 4-метровый телескоп имени Виктора Бланко, ученые обнаружили 26 таких сверхновых, однако, к их удивлению, они не зафиксировали то, что искали. Кроме этого, 24 сверхновые «выросли» значительно быстрее, чем ожидалось.

Выявив несоответствие наблюдений и теоретических предсказаний, Такаши Мория, соавтор исследования из Национальной астрономической обсерватории Японии, смоделировал 518 вариаций яркости сверхновых и сравнил их с полученными на телескопе данными. Ученые обнаружили, что модели со слоем околозвездной материи массой около 10 процентов солнечной хорошо соответствуют наблюдениям, и, похоже, именно они скрывают от наблюдателя предшествующую взрыву вспышку, «захватывая» ее свет. А последующее столкновение между выбросами сверхновой с окружающим ее облаком создает сильную ударную волну, которая производит дополнительный свет, заставляя ее быстрее становиться ярче.

«У нас пока нет четкого представления о процессах, вызывающих потерю массы. Будущие исследования этого класса сверхновых должны помочь нам раскрыть эту тайну, а также больше рассказать о взрывах сверхновых и причинах их разнообразия», – заключил Такаши Мория.

Больше по теме:   Звезды  Сверхновые