NASA переписало опасные бактерии на МКС

Исследование предоставляет первый всеобъемлющий каталог бактерий и грибков, обнаруженных на поверхностях в закрытых космических системах.

Полный каталог бактерий и грибков, обнаруженных на поверхностях внутри Международной космической станции, представлен в исследовании, опубликованном в журнале Microbiome. Знание состава микробных и грибковых сообществ может быть использовано для разработки мер безопасности в длительных космических путешествиях.

«Доказано, что определенные микробы в наземных помещениях оказывают влияние на здоровье. Это еще более важно в космических полетах при отсутствии доступа к медицине. В свете возможных будущих длительных миссий важно определить типы микроорганизмов, которые могут накапливаться и выживать в закрытых средах космических кораблей, и оценить их влияние на здоровье человека и космическую инфраструктуру», – пишет участник исследования, доктор Кастури Венкатесваран из Лаборатории реактивного движения NASA (JPL).

Исследователи обнаружили, что микробы на Международной космической станции в основном обусловлены присутствием человека. Наиболее распространенными бактериями оказались Staphylococcus (26% от общего количества), Pantoea (23%) и Bacillus (11%), в том числе золотистый стафилококк, который обычно находится на коже и в носоглотке, и энтеробактерии, связанные с желудочно-кишечным трактом человека. На Земле они преобладают в спортивных залах, офисах и больницах, что говорит о том, что орбитальная лаборатория аналогична другим искусственным средам, где микробиом формируется в результате человеческой деятельности.

Могут ли эти условно-патогенные бактерии вызывать заболевания у космонавтов, неизвестно. Это зависит от ряда факторов, включая состояние здоровья каждого члена экипажа. Тем не менее, обнаружение потенциально болезнетворных организмов подчеркивает важность дальнейших исследований.

Некоторые из идентифицированных на станции микроорганизмов также вовлечены в коррозию оборудования на Земле. В дополнение к пониманию возможного воздействия микробных и грибковых организмов на здоровье космонавтов, оценка их потенциального воздействия на космические корабли имеет важное значение для поддержания структурной устойчивости корабля силами экипажа.

Исследователи использовали традиционные методы культивирования и секвенирования генов для анализа образцов, собранных за 14 месяцев (три полетные миссии) в восьми местах станции, включая смотровое окно, туалет, платформу для упражнений, обеденный стол и спальные помещения. Это позволило им изучить, различаются ли микробные и грибковые популяции в разных местах и ​​с течением времени.

Ученые обнаружили, что, в то время как грибковые сообщества были стабильны, микробы со временем менялись. Образцы, собранные во время второй полетной миссии, имели большее микробное разнообразие, чем образцы, собранные во время первой и третьей миссий. Авторы предполагают, что эти различия связаны с членами экипажа.

«Наше исследование предоставляет первый всеобъемлющий каталог бактерий и грибков, обнаруженных на поверхностях в закрытых космических системах, и может использоваться для улучшения мер безопасности для обитания людей в далеком космосе. Результаты также могут оказать значительное влияние на понимание других ограниченных сред на Земле, таких как стерильные помещения, используемые в фармацевтике и медицинской промышленности», – заключил доктор Кастури Венкатесваран.