Сергей Рыжиков

Сергей Кудь-Сверчков

Кэтлин Рубинс

Последнее обновление 15 часов назад в разделе OSIRIS-REx

Опубликовано

Названо лучшее место для наблюдений за ночным небом

Оно расположено на высоте более 4 километров над уровнем моря в самом холодном месте на Земле, где температура опускается до минус 98 градусов по Цельсию.

Самый высокий ледяной купол на Полярном плато, называемый «Купол А», может предоставить наиболее четкий и ясный вид с поверхности Земли на ночное звездное небо благодаря наиболее слабой турбулентности в свободной атмосфере, заявляют ученые в исследовании, представленном в журнале Nature.

«Одной из самых больших проблем наземной астрономии является влияние атмосферной турбулентности – она заставляет звезды «мерцать» и сильно снижает качество получаемых данных. Сегодня самые современные обсерватории базируются на высотных, среднеширотных участках в Чили и на Гавайях, с условиями для наблюдений в диапазоне 0,61–0,8 угловой секунды», – рассказывают авторы исследования.

Астрономическая видимость характеризует размытость и мерцание небесных тел, например, звезд. Она возникает вследствие локальной турбулентности в земной атмосфере, вызывающей колебания оптического показателя преломления. Состояние астрономической видимости в данное время в данном месте говорит о том, насколько земная атмосфера искажает свет объектов, наблюдаемых в телескоп.

Снижение видимости – одна из самых больших проблем наземной астрономии: в то время, как крупные телескопы имеют теоретическое разрешение в несколько тысячных долей угловой секунды, фактически их разрешение ограничено атмосферой минимум в сотни раз.

В поисках наилучших мест для наблюдений с наименьшим влиянием атмосферы ученые рассмотрели одну из вершин ледяного щита в Антарктике, известную как «Купол А», которая, по их оценкам, имеет наиболее тонкий пограничный слой – самая низкая часть атмосферы, подверженная влиянию трения о поверхность Земли.

Оказалось, что средняя ночная астрономическая видимость на этом участке составляет 0,31 угловой секунды, с минимальным значением всего 0,13 угловой секунды. Измерения проводились на высоте 8 метров и показали результат намного лучше, чем на той же высоте у другой вершины Полярного плато – «Купол C» – которая ранее считалась наиболее оптимальной. Кроме этого, ученые отмечают, что на их замеры повлияли морозы и преодоление этой проблемы может потенциально снизить «размытость и мерцание» еще на 10–12%.

Будет ли эта чрезвычайно холодная и изолированная среда практическим местом для строительства телескопа, пока неизвестно, но более тонкий пограничный слой над «Куполом A» делает эту задачу более простой, чем считалось ранее, так как до этого достигнуть аналогичных результатов над «Куполом C» удавалось лишь на высоте 20 метров.

Больше по теме:   Далекий космос  Проекты